Проблемы и перспективы преподавания социально-гуманитарных дисциплин…
Гуманитарный вестник
# 8·2016 3
постиндустриального человека становятся все более и более знако-
выми и наглядными — новые технологии открывают широкие воз-
можности для визуализации процессов подачи информации: «Прин-
ципиально новая эпоха, проникновение технологического подхода в
образование связана с бурным развитием естественных наук и их
различных прикладных направлений в XIX веке» [9].
Сегодняшние школьники и студенты восприимчивы к материа-
лам с «яркой картинкой», создаваемой посредством современной
техники. Восприятие информации на слух уходит на второй план,
уступая место модернизированным методам и способам преподава-
ния различных дисциплин. Сейчас студенты в большей степени визу-
алы, и в связи с этим методы и способы преподавания должны разви-
ваться и своевременно отвечать на вызовы современной картины мира.
Мир становится видимым и осязаемым, и, конечно, преподавателям
нужно двигаться в ногу со временем. Специфика же преподавания гу-
манитарных наук в технических вузах сводится к тому, что в большей
степени используется репродуктивный метод педагогики (повторе-
ние прошлого опыта), так называемая пассивная модель обучения, где
студент является объектом научения, пассивным слушателем. Пассив-
ная модель применима в лекционных занятиях, хотя и они на данном
этапе требуют визуального сопровождения. В ходе психологических
экспериментов было доказано, что 90 % всей усваиваемой человеком
информации приходится на зрение. Этот факт подтверждает необходи-
мость наглядности учебного материала.
Перспективным методом все же является инновационный, техни-
чески оснащенный тип педагогики, который сочетает в себе такие
элементы, как творчество и системный подход к получению и пере-
даче знаний. Такой метод называют еще интерактивным. Новый тип
образования, возможно, представляет собой перспективный метод
научения для социально-гуманитарного комплекса наук в техниче-
ском вузе. Быстрое развитие и широкое применение разнообразных
технических средств в повседневной жизни обусловливает появление
информационно-образовательной среды, в которой преподавание гу-
манитарных и социальных дисциплин должно перейти на более каче-
ственный уровень.
В интерактивной модели образования [10] студент включен в
процесс обучения, преподаватель становится помощником студента и
проводником в море информации. Доступность информации в интер-
нете создает у студентов иллюзию избыточных знаний, но эти знания
поверхностны, не систематичны и не имеют фундаментального ха-
рактера. В процессе проведения занятий, особенно семинаров, пре-
подаватель помогает студенту по принципу М. Монтеня: «Мозг хо-
рошо устроенный ценится больше, чем мозг хорошо наполненный».