Гуманитарный вестник
# 8·2016 1
УДК 009 DOI 10.18698/2306-8477-2016-08-377
Проблемы и перспективы преподавания социально-
гуманитарных дисциплин в МГТУ им. Н.Э. Баумана
(на примере культурологии и социологии)
© А.А. Попова
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Рассмотрена проблема преподавания социально-гуманитарных дисциплин в тех-
нических вузах на примере МГТУ им. Н.Э. Баумана и кафедры «Социология и куль-
турология». Проанализированы особенности преподавания курсов культурологии и
социологии, предложены оптимальные методы решения организационных проблем
для усиления социально-гуманитарной составляющей в реализации образователь-
ных программ технического вуза.
Ключевые слова:
методика преподавания социально-гуманитарных наук, социоло-
гия, культурология, инновационные методы преподавания, проблемы и перспекти-
вы социально-гуманитарного образования в техническом университете.
Какие ассоциации возникают в разговоре о новых технологиях и
продуктах, созданных на их базе? Если спросить об этом студентов,
то большинство ответов будет о продукции Аррle, которая давно и
прочно заняла место флагмана в этом вопросе. Казалось бы, как свя-
заны современные технологии, полет научной мысли и гуманитарные
предметы? Вспомним слова Стива Джобса о главном деле его жизни:
«В ДНК Apple заложено, что одних технологий недостаточно. Техноло-
гии должны быть совмещены с искусством и гуманитарными науками,
чтобы заставить наши сердца петь» [1]. Как же этого добиться?
В МГТУ им. Н.Э. Баумана кафедра «Социология и культурология»
ориентирована на целый ряд задач, реализуемых в процессе преподава-
ния социологии. Среди них развитие социально-личностных и межлич-
ностных компетенций, необходимых для успешной профессиональной
деятельности будущих инженеров и их адаптации к динамично разви-
вающемуся обществу, а также развитие творческих, эвристических спо-
собностей студентов в процессе подготовки и проведения социологиче-
ских исследований [2], внедрение инновационных технологий в процесс
обучения [3], использование социологических методов для анализа со-
циальной среды студента-бауманца, апробация методики обучения сту-
дентов социотехническому проектированию [4], внедрение интерак-
тивных методик на семинарских занятиях по социологии [5] и др. Сфо-
кусируем внимание на дисциплине «Культурология», которая близка
автору статьи в силу специфики образования. Если обратиться к