1 / 10 Next Page
Information
Show Menu
1 / 10 Next Page
Page Background

Гуманитарный вестник

# 8·2016 1

УДК 009 DOI 10.18698/2306-8477-2016-08-377

Проблемы и перспективы преподавания социально-

гуманитарных дисциплин в МГТУ им. Н.Э. Баумана

(на примере культурологии и социологии)

© А.А. Попова

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Рассмотрена проблема преподавания социально-гуманитарных дисциплин в тех-

нических вузах на примере МГТУ им. Н.Э. Баумана и кафедры «Социология и куль-

турология». Проанализированы особенности преподавания курсов культурологии и

социологии, предложены оптимальные методы решения организационных проблем

для усиления социально-гуманитарной составляющей в реализации образователь-

ных программ технического вуза.

Ключевые слова:

методика преподавания социально-гуманитарных наук, социоло-

гия, культурология, инновационные методы преподавания, проблемы и перспекти-

вы социально-гуманитарного образования в техническом университете.

Какие ассоциации возникают в разговоре о новых технологиях и

продуктах, созданных на их базе? Если спросить об этом студентов,

то большинство ответов будет о продукции Аррle, которая давно и

прочно заняла место флагмана в этом вопросе. Казалось бы, как свя-

заны современные технологии, полет научной мысли и гуманитарные

предметы? Вспомним слова Стива Джобса о главном деле его жизни:

«В ДНК Apple заложено, что одних технологий недостаточно. Техноло-

гии должны быть совмещены с искусством и гуманитарными науками,

чтобы заставить наши сердца петь» [1]. Как же этого добиться?

В МГТУ им. Н.Э. Баумана кафедра «Социология и культурология»

ориентирована на целый ряд задач, реализуемых в процессе преподава-

ния социологии. Среди них развитие социально-личностных и межлич-

ностных компетенций, необходимых для успешной профессиональной

деятельности будущих инженеров и их адаптации к динамично разви-

вающемуся обществу, а также развитие творческих, эвристических спо-

собностей студентов в процессе подготовки и проведения социологиче-

ских исследований [2], внедрение инновационных технологий в процесс

обучения [3], использование социологических методов для анализа со-

циальной среды студента-бауманца, апробация методики обучения сту-

дентов социотехническому проектированию [4], внедрение интерак-

тивных методик на семинарских занятиях по социологии [5] и др. Сфо-

кусируем внимание на дисциплине «Культурология», которая близка

автору статьи в силу специфики образования. Если обратиться к