Проблемы и перспективы преподавания социально-гуманитарных дисциплин…
Гуманитарный вестник
# 8·2016 5
процесс, выкладывать учебные материалы. Для отстающих есть воз-
можность отследить расписание преподавателя и сдать все долги.
На занятиях по культурологии в рамках семинара применяются и
различные интерактивные формы обучения, которые нацелены на
более качественное усвоение материала. К таким методам относятся
учебные и деловые игры, игровые ситуации, тренинги, case-study
(анализ конкретных ситуаций) [11]. В деловых играх формируются
навыки работы в группе, эффективная коммуникация, способность
нести ответственность не только за себя, но и за решения, принятые
группой. Диспут по классическим канонам помогает студентам обре-
сти гибкость мышления, когда в ходе обсуждения перед ними встает
необходимость отстаивать точку зрения, не созвучную их личной по-
зиции. Например, бывает сложно среди студентов технического вуза
найти тех, кто добровольно соглашается защищать позиции антитех-
ницизма. Все, конечно, ратуют за рост технического прогресса, одна-
ко вынужденная защита и построение аргументационной базы пред-
ложенной стороны приводит к более полному осмыслению совре-
менного технического прогресса и роли в нем человека.
Игровые методы обучения эффективны для усвоения учебного
материала, но есть и ряд проблем, сопряженных с проведением таких
занятий: одна из них — уровень шума, возникающего в ходе обсуж-
дения острой темы или диспута на злободневные вопросы. В сосед-
них аудиториях бывают недовольны преподаватели и студенты, ко-
торые размышляют над уравнениями и задачами, требующими кон-
центрации внимания. Для решения этой проблемы необходима
возможность бронирования раз в семестр либо отдаленных, либо
лекционных аудиторий (при условии их незанятости) для проведения
семинара-диспута. Возможность выступить в споре, убедить своего
оппонента и «родить» истину на таких занятиях дорогого стоит. А
вместо этого преподаватель и студент должны думать о том, как бы
не нарушить учебный процесс.
Особенно важно, что в МГТУ им. Н.Э. Баумана проходят обуче-
ние люди с ограниченными возможностями из-за нарушений со слу-
хом. Вызывает огромную гордость, что наш университет — един-
ственный в мире развивает и реализует основные образовательные
программы в сфере инженерии для глухих и слабослышащих студен-
тов. Известен факт, что К.Э. Циолковский, отец российской космо-
навтики, тоже не обладал в полной мере слуховыми возможностями.
Безусловно, и в стенах МГТУ им. Н.Э. Баумана «взращиваются»
ценные специалисты и будущие гении. Для особых студентов в про-
грамме также заложены гуманитарные дисциплины, которые для них
имеют важное значение: на занятиях студенты осваивают умения са-
мопрезентации, учатся выступать перед аудиторией и не бояться это-