Previous Page  5 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 10 Next Page
Page Background

Проблемы и перспективы преподавания социально-гуманитарных дисциплин…

Гуманитарный вестник

# 8·2016 5

процесс, выкладывать учебные материалы. Для отстающих есть воз-

можность отследить расписание преподавателя и сдать все долги.

На занятиях по культурологии в рамках семинара применяются и

различные интерактивные формы обучения, которые нацелены на

более качественное усвоение материала. К таким методам относятся

учебные и деловые игры, игровые ситуации, тренинги, case-study

(анализ конкретных ситуаций) [11]. В деловых играх формируются

навыки работы в группе, эффективная коммуникация, способность

нести ответственность не только за себя, но и за решения, принятые

группой. Диспут по классическим канонам помогает студентам обре-

сти гибкость мышления, когда в ходе обсуждения перед ними встает

необходимость отстаивать точку зрения, не созвучную их личной по-

зиции. Например, бывает сложно среди студентов технического вуза

найти тех, кто добровольно соглашается защищать позиции антитех-

ницизма. Все, конечно, ратуют за рост технического прогресса, одна-

ко вынужденная защита и построение аргументационной базы пред-

ложенной стороны приводит к более полному осмыслению совре-

менного технического прогресса и роли в нем человека.

Игровые методы обучения эффективны для усвоения учебного

материала, но есть и ряд проблем, сопряженных с проведением таких

занятий: одна из них — уровень шума, возникающего в ходе обсуж-

дения острой темы или диспута на злободневные вопросы. В сосед-

них аудиториях бывают недовольны преподаватели и студенты, ко-

торые размышляют над уравнениями и задачами, требующими кон-

центрации внимания. Для решения этой проблемы необходима

возможность бронирования раз в семестр либо отдаленных, либо

лекционных аудиторий (при условии их незанятости) для проведения

семинара-диспута. Возможность выступить в споре, убедить своего

оппонента и «родить» истину на таких занятиях дорогого стоит. А

вместо этого преподаватель и студент должны думать о том, как бы

не нарушить учебный процесс.

Особенно важно, что в МГТУ им. Н.Э. Баумана проходят обуче-

ние люди с ограниченными возможностями из-за нарушений со слу-

хом. Вызывает огромную гордость, что наш университет — един-

ственный в мире развивает и реализует основные образовательные

программы в сфере инженерии для глухих и слабослышащих студен-

тов. Известен факт, что К.Э. Циолковский, отец российской космо-

навтики, тоже не обладал в полной мере слуховыми возможностями.

Безусловно, и в стенах МГТУ им. Н.Э. Баумана «взращиваются»

ценные специалисты и будущие гении. Для особых студентов в про-

грамме также заложены гуманитарные дисциплины, которые для них

имеют важное значение: на занятиях студенты осваивают умения са-

мопрезентации, учатся выступать перед аудиторией и не бояться это-