А.А. Попова
4
Гуманитарный вестник
# 8·2016
Скорее всего, с этим согласятся многие преподаватели, которые
сталкивались с той неразберихой, которая иногда творится в головах
студентов.
В рамках преподавания курса «Культурология» есть и лекцион-
ные занятия, и семинарские. Существует ряд трудностей с организа-
цией учебного процесса. Так, на лекционных занятиях используется
визуальная поддержка в виде презентаций с основными понятиями и
схемами. На лекции про искусство присутствует видеоряд как
наглядная демонстрация соединения искусства и техники. Но не все
лекционные аудитории снабжены соответствующим оборудованием,
поэтому часть лекций проходит с поддержкой в виде рисунков и схем
на доске мелом. Но даже в оснащенных аудиториях учебное время
тратится на установку оборудования и последующий его демонтаж.
Проблема часто решается показом материала на ноутбуке преподава-
теля либо отсылкой к источникам информации.
Существенным дополнением лекционных занятий является об-
ратная связь по итогам семестра. Несомненно важен мониторинг
остаточных знаний и впечатлений после прочтения курса. Следовало
бы разработать и утвердить шаблоны таких мини-анкет.
Другой проблемой, непосредственно связанной с организацией
учебного процесса, является разобщенность лекций и семинаров.
Редко когда один и тот же преподаватель ведет лекции и семинары у
одной и той же группы. Отставание лекций от семинаров — пробле-
ма того же порядка. Если у студентов лекция начинается в конце дня,
да еще и в конце недели, то к этому времени они уже могут посетить
два семинара. Часто преподаватели на первых семинарах дублируют
вводную лекцию. Решение проблемы лежит в сложной плоскости со-
единения технической составляющей и организационно-управ-
ленческой. Как вариант — перевод лекций в электронный вид. Однако
трудно представить, как это устроить, чтобы никто не пострадал
(студент получил качественный лекционный материал, а преподава-
тель не потерял свои часы и рабочее место). Учитывая положение
гуманитарных наук в университете вообще, сложно просить о допол-
нительных часах или изменении существующего положения. Но если
мы говорим о том, что растим инженерную элиту, то и снижать зна-
чение социально-гуманитарного знания в процессе обучения не стоит.
В процессе реализации интерактивного метода преподавания
культурологии активно используются информационно-коммуни-
кативные технологии: учебный материал представлен на экране для
иллюстрации особо важных моментов; студенты готовят презентации
и представляют их группе. Большой положительный эффект имеет
создание персональной страницы преподавателя, благодаря которой
можно сообщать новости студентам, координировать их учебный