Previous Page  7 / 9 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 9 Next Page
Page Background

Философия консервативного либерализма как учение о единстве…

Гуманитарный вестник

# 4·2016 7

На сегодня невозможно сформулировать четкий, однозначный иде-

ал как конкретный социально-политический проект, но необходимо

теоретически обосновать лишь некоторые модели, в рамках которых

осуществляются возможные стратегии развития. Важнейшее условие

реализации этих форм заключается в предельном развитии гражданских

прав и свобод и снятии различных цензов и табу. Необходимое условие

развития демократии — создание небольших союзов и общественных

организаций, которые поддерживают благоприятный климат в обществе

и разряжают напряженность в социальных конфликтах. В малых союзах

складываются не только формальные, но и личностные отношения, спо-

собствующие оформлению в социуме духовно-нравственных сил. «В

крупных объединениях, где царят безличные отношения и власть опи-

рается на бюрократизм, благодатное влияние божественного начала в

человеке умаляется, многократно преломляясь в несовершенстве чело-

веческой природы, сверхчеловеческая сила любви при этом рационали-

зируется» [5, c. 245]. Человек может воздействовать на общий порядок

через сферу конструктивного творчества, в которой складываются зако-

ны и правовые нормы как культурные традиции. Свободное нравствен-

ное действие индивида в рамках жизни по любви создает фундамент

социальных отношений в государстве.

Консервативно-либеральная концепция как социально-фило-

софская установка не может считаться утопической, оторванной от

конкретных социальных задач и проблем.

Нравственное измерение

общественных процессов позволяет увидеть глубинные основы жиз-

ни и сформулировать не только однодневные стратегии, но понять

некоторые насущные, вечные задачи социального бытия. Более того,

важнейшей установкой современного социально-политического и

культурного развития общества должно стать понимание, что все со-

циальные проекты утопичны и невозможна и не нужна внешняя,

формальная переделка общества и его членов. Данный взгляд ведет

не к всепоглощающему пессимизму, а к трезвому и реалистичному

осознанию господства зла в мире и пониманию важности привнесе-

ния в эту тьму света абсолютных ценностей.

В социально-философской концепции консервативно-либераль-

ного синтеза методологически и гносеологически обосновывается

необходимость гибкой и одновременно устойчивой умеренной идео-

логии, построенной на компромиссе. Метафизический подход к со-

циально-политической и правовой проблематике не противоречит

конкретно-историческому, фактологическому видению социальной

реальности и может быть взят за основу современного гуманистиче-

ского демократического учения о формировании правового государ-

ства и гражданского общества в рамках реализации гуманитарной

политики в нашем государстве.