Философия консервативного либерализма как учение о единстве…
Гуманитарный вестник
# 4·2016 7
На сегодня невозможно сформулировать четкий, однозначный иде-
ал как конкретный социально-политический проект, но необходимо
теоретически обосновать лишь некоторые модели, в рамках которых
осуществляются возможные стратегии развития. Важнейшее условие
реализации этих форм заключается в предельном развитии гражданских
прав и свобод и снятии различных цензов и табу. Необходимое условие
развития демократии — создание небольших союзов и общественных
организаций, которые поддерживают благоприятный климат в обществе
и разряжают напряженность в социальных конфликтах. В малых союзах
складываются не только формальные, но и личностные отношения, спо-
собствующие оформлению в социуме духовно-нравственных сил. «В
крупных объединениях, где царят безличные отношения и власть опи-
рается на бюрократизм, благодатное влияние божественного начала в
человеке умаляется, многократно преломляясь в несовершенстве чело-
веческой природы, сверхчеловеческая сила любви при этом рационали-
зируется» [5, c. 245]. Человек может воздействовать на общий порядок
через сферу конструктивного творчества, в которой складываются зако-
ны и правовые нормы как культурные традиции. Свободное нравствен-
ное действие индивида в рамках жизни по любви создает фундамент
социальных отношений в государстве.
Консервативно-либеральная концепция как социально-фило-
софская установка не может считаться утопической, оторванной от
конкретных социальных задач и проблем.
Нравственное измерение
общественных процессов позволяет увидеть глубинные основы жиз-
ни и сформулировать не только однодневные стратегии, но понять
некоторые насущные, вечные задачи социального бытия. Более того,
важнейшей установкой современного социально-политического и
культурного развития общества должно стать понимание, что все со-
циальные проекты утопичны и невозможна и не нужна внешняя,
формальная переделка общества и его членов. Данный взгляд ведет
не к всепоглощающему пессимизму, а к трезвому и реалистичному
осознанию господства зла в мире и пониманию важности привнесе-
ния в эту тьму света абсолютных ценностей.
В социально-философской концепции консервативно-либераль-
ного синтеза методологически и гносеологически обосновывается
необходимость гибкой и одновременно устойчивой умеренной идео-
логии, построенной на компромиссе. Метафизический подход к со-
циально-политической и правовой проблематике не противоречит
конкретно-историческому, фактологическому видению социальной
реальности и может быть взят за основу современного гуманистиче-
ского демократического учения о формировании правового государ-
ства и гражданского общества в рамках реализации гуманитарной
политики в нашем государстве.