Previous Page  2 / 9 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 9 Next Page
Page Background

С.Н. Курилов

2

Гуманитарный вестник

# 4·2016

Свое видение концепции либерального консерватизма П.Б. Струве

изложил в работе «Великая Россия», основные положения которой сво-

дятся к следующим пунктам:

1) государство есть подобие организма и как организм имеет

составляющие его части и для удобства социального анализа понятия

государства теоретически “раскладывается” на подсистемы, однако

государство как историко-политическая данность воплощает собой

личность как субстанцию, формирующую собственный верховный за-

кон общественной реальности;

2) верховный закон государства гласит: всякое сильное и здоровое,

т. е. не только юридически самодержавное, но любое государство стре-

мится к могуществу и обладанию внешнеполитическим весом на арене

мировых отношений;

3) главным мерилом внутренней политики как исполнительной, так

и законодательной власти должен служить ориентир на внешнее могу-

щество государства;

4) внешнеполитическое могущество не должно мыслиться как са-

моцель в абсолютном смысле и панацея от всех прочих социально-

государственных проблем; но только с помощью внешнеполитического

показателя возможно оценить жизненные силы государства, в том числе

и в сфере внутренней политики;

5) мощь государства обусловлена “тем духом, который общество

вносит в свое отношение к государству”. Дух, враждебный государству,

узнается в непонимании его органической природы как целостности,

которая во имя культурных ориентиров подчиняет жизнь народа

правовой дисциплине, а дух государственной дисциплины чужд русской

революционной интеллигенции» [1, с. 154].

Основные положения концепции П.Б. Струве выражали пробле-

мы общественного развития России, а в самом либеральном консер-

ватизме (синтезе «трезвого» консерватизма и «твердого» либерализ-

ма) он и его единомышленники видели единственный путь выхода из

того идеологического, духовного и политического кризисов, которые

охватили Россию в начале ХХ в. Сам Струве в дальнейшем назвал

историю ХХ в. творимым безумием: «я … принял в расчет безумие,

так сказать, как важнейший исторический фактор. Исцеление от

безумия — дело нелегкое: оно будет стоить много человеческих жиз-

ней и разбитых существований» [2, с. 532].

До 1917 г. развитие либеральной доктрины шло по пути ее

социализации, в результате чего возник «социальный либерализм»

(П.И. Новгородцев, П.И. Кареев, Б.А. Кистяковский, С.И. Гессен и

др.), в основу которого была положена идея о необходимости

достижения социального идеала, когда каждой личности

гарантируется право на обеспечение достойной жизни. Это учение