С.Н. Курилов
2
Гуманитарный вестник
# 4·2016
Свое видение концепции либерального консерватизма П.Б. Струве
изложил в работе «Великая Россия», основные положения которой сво-
дятся к следующим пунктам:
1) государство есть подобие организма и как организм имеет
составляющие его части и для удобства социального анализа понятия
государства теоретически “раскладывается” на подсистемы, однако
государство как историко-политическая данность воплощает собой
личность как субстанцию, формирующую собственный верховный за-
кон общественной реальности;
2) верховный закон государства гласит: всякое сильное и здоровое,
т. е. не только юридически самодержавное, но любое государство стре-
мится к могуществу и обладанию внешнеполитическим весом на арене
мировых отношений;
3) главным мерилом внутренней политики как исполнительной, так
и законодательной власти должен служить ориентир на внешнее могу-
щество государства;
4) внешнеполитическое могущество не должно мыслиться как са-
моцель в абсолютном смысле и панацея от всех прочих социально-
государственных проблем; но только с помощью внешнеполитического
показателя возможно оценить жизненные силы государства, в том числе
и в сфере внутренней политики;
5) мощь государства обусловлена “тем духом, который общество
вносит в свое отношение к государству”. Дух, враждебный государству,
узнается в непонимании его органической природы как целостности,
которая во имя культурных ориентиров подчиняет жизнь народа
правовой дисциплине, а дух государственной дисциплины чужд русской
революционной интеллигенции» [1, с. 154].
Основные положения концепции П.Б. Струве выражали пробле-
мы общественного развития России, а в самом либеральном консер-
ватизме (синтезе «трезвого» консерватизма и «твердого» либерализ-
ма) он и его единомышленники видели единственный путь выхода из
того идеологического, духовного и политического кризисов, которые
охватили Россию в начале ХХ в. Сам Струве в дальнейшем назвал
историю ХХ в. творимым безумием: «я … принял в расчет безумие,
так сказать, как важнейший исторический фактор. Исцеление от
безумия — дело нелегкое: оно будет стоить много человеческих жиз-
ней и разбитых существований» [2, с. 532].
До 1917 г. развитие либеральной доктрины шло по пути ее
социализации, в результате чего возник «социальный либерализм»
(П.И. Новгородцев, П.И. Кареев, Б.А. Кистяковский, С.И. Гессен и
др.), в основу которого была положена идея о необходимости
достижения социального идеала, когда каждой личности
гарантируется право на обеспечение достойной жизни. Это учение