Гуманитарный вестник
# 4·2016 1
УДК
1:14(140.8)
DOI 10.18698/2306-8477-2016-04-358
Философия консервативного либерализма как учение
о единстве социокультурных традиций и творчества
личности
© С.Н. Курилов
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
В статье утверждается идея о том, что традиционное понимание либерализма и
консерватизма как альтернативных моделей социально-политического развития
сменилось их синтезом. Анализируется синтетический принцип единства лично-
сти и общества, на котором строится концепция консервативного либерализма
как наиболее справедливого социально-политического устройства. Обосновывает-
ся положение о реалистичности идейной позиции, смысл которой состоит в не-
возможности создания идеальных социально-политических условий.
Ключевые слова:
консервативный либерализм, социокультурные традиции, твор-
чество личности,
должное, справедливость, свобода, право, гражданское обще-
ство, социальное бытие.
Сегодня анализ проблемы консервативно-либерального синтеза в
контексте происходящих социально-политических процессов имеет
как теоретико-методологическое, так и жизненно-практическое зна-
чение. В последнее время и наука, и практика пересматривают тради-
ционные взгляды на либерализм и консерватизм как на противополож-
ные модели, не сводимые друг к другу. Исторический опыт XX–XXI вв.
показал, что на практике задачи консервативной стабилизации и ли-
беральных реформ успешно дополняют друг друга. Либеральное об-
новление общества зачастую эффективно осуществляется с помощью
консервативных мер, и, наоборот, цели консервативно-охранительной
политики успешно реализуются путем либерализации социальных ин-
ститутов. Совмещение двух моделей в виде консервативного либера-
лизма или либерального консерватизма не является совершенной па-
радигмой общественного устройства, лишенной всех недостатков,
однако данная концепция все чаще берется в качестве теоретико-
методологической основы реализации тех или иных социальных, по-
литических и культурных стратегий.
Философское понимание преимуществ консервативно-либераль-
ного консенсуса в отечественной мысли стало формироваться с середи-
ны XIX в. На практике же такое взаимодополнение не сложилось ни до
революции 1917 г., ни в советское время, однако было осуществлено в
русской социально-философской мысли — в творчестве П.Б. Струве и
С.Л. Франка.