Философия консервативного либерализма как учение о единстве…
Гуманитарный вестник
# 4·2016 3
породило ряд политических концепций, на его основе в российском
политическом пространстве возникли идеи «правового социализма»
или теория формирования правового государства как наиболее
разумной альтернативы леворадикальным и праворадикальным
течениям в общественно-политической мысли.
Социальный либерализм начала ХХ в. предпринял попытку объ-
единить либеральные принципы и некоторые концепции европейской
социал-демократии в лице многих членов кадетской партии: Б.А. Кистя-
ковского, Л.И. Петражицкого, А.С. Лаппо-Данилевского, выступавших
за построение правового государства с ориентацией на социальные
начала. Эти же идеи были близки П.И. Новгородцеву, который отмечал,
что «право и правовое государство для настоящего времени являются
этическим минимумом, обеспечением элементарных условий общежи-
тия». Для него идеал общества заключался в свободном волеизъявлении
граждан, когда действует принцип «свободного выражения отдельных
воль, которые беспрепятственно заявляют свои верования, свои мысли,
свои требования, когда из свободного выражения и сочетания от-
дельных воль рождается прогресс общественной мысли и обще-
ственной жизни» [3, с. 12].
В переломные моменты истории граждане России нуждаются в
авторитете права, в напоминании о важности самой правовой идеи.
Конструирование и полноценное функционирование права в обще-
стве напрямую связано с осознанием со стороны государственно-
властного начала того, что для каждого человека должны быть созданы
условия достойного существования. Именно от этого будет зависеть
проблема решения социального вопроса и политической стабильности,
а не от формального декларирования кодексов и законов.
Принцип равенства понимался в социальном либерализме не с
точки зрения формально-юридического подхода, а как равенство лю-
дей перед законом, не гарантирующее еще экономическое и социаль-
ное уравнение, но как целеполагание социальной политики, которое
заключается в формировании исходных шансов для всех индивидов.
В данной концепции государство рассматривалось как посредник,
способствующий участию всех социальных слоев в выработке обще-
ственно значимых решений.
Адептами и теоретиками консервативно-либерального синтеза в
начале минувшего столетия были идейные единомышленники
П.Б. Струве — соавторы по сборникам «Вехи» и «Из глубины». Пред-
ставители этого обновленного либерализма, сохраняя преемственность
фундаментальным идеям западных и русских либералов, наполнили и
обогатили их новой аргументацией. Обобщая и структурируя процесс
эволюции социально-политической мысли, С.И. Гессен выделяет три
направления отечественного неолиберализма: «1) в толковании прав