Previous Page  3 / 9 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 9 Next Page
Page Background

Философия консервативного либерализма как учение о единстве…

Гуманитарный вестник

# 4·2016 3

породило ряд политических концепций, на его основе в российском

политическом пространстве возникли идеи «правового социализма»

или теория формирования правового государства как наиболее

разумной альтернативы леворадикальным и праворадикальным

течениям в общественно-политической мысли.

Социальный либерализм начала ХХ в. предпринял попытку объ-

единить либеральные принципы и некоторые концепции европейской

социал-демократии в лице многих членов кадетской партии: Б.А. Кистя-

ковского, Л.И. Петражицкого, А.С. Лаппо-Данилевского, выступавших

за построение правового государства с ориентацией на социальные

начала. Эти же идеи были близки П.И. Новгородцеву, который отмечал,

что «право и правовое государство для настоящего времени являются

этическим минимумом, обеспечением элементарных условий общежи-

тия». Для него идеал общества заключался в свободном волеизъявлении

граждан, когда действует принцип «свободного выражения отдельных

воль, которые беспрепятственно заявляют свои верования, свои мысли,

свои требования, когда из свободного выражения и сочетания от-

дельных воль рождается прогресс общественной мысли и обще-

ственной жизни» [3, с. 12].

В переломные моменты истории граждане России нуждаются в

авторитете права, в напоминании о важности самой правовой идеи.

Конструирование и полноценное функционирование права в обще-

стве напрямую связано с осознанием со стороны государственно-

властного начала того, что для каждого человека должны быть созданы

условия достойного существования. Именно от этого будет зависеть

проблема решения социального вопроса и политической стабильности,

а не от формального декларирования кодексов и законов.

Принцип равенства понимался в социальном либерализме не с

точки зрения формально-юридического подхода, а как равенство лю-

дей перед законом, не гарантирующее еще экономическое и социаль-

ное уравнение, но как целеполагание социальной политики, которое

заключается в формировании исходных шансов для всех индивидов.

В данной концепции государство рассматривалось как посредник,

способствующий участию всех социальных слоев в выработке обще-

ственно значимых решений.

Адептами и теоретиками консервативно-либерального синтеза в

начале минувшего столетия были идейные единомышленники

П.Б. Струве — соавторы по сборникам «Вехи» и «Из глубины». Пред-

ставители этого обновленного либерализма, сохраняя преемственность

фундаментальным идеям западных и русских либералов, наполнили и

обогатили их новой аргументацией. Обобщая и структурируя процесс

эволюции социально-политической мысли, С.И. Гессен выделяет три

направления отечественного неолиберализма: «1) в толковании прав