Философия консервативного либерализма как учение о единстве…
Гуманитарный вестник
# 4·2016 5
сущность государственно-правовых отношений как соборность и со-
лидарность, подчеркивая метафизичность единства социального бы-
тия. Адекватным вариантом социального развития и устройства яв-
ляется сочетание консервативного и либерального начала, синтез ко-
торых отвергает
крайности анархической и западно-либеральной
теории, полагая их не только теоретически ошибочными, но и прак-
тически неверными, так как высшей задачей государства, как и всех
общественных институтов, является не утилитарная, внешняя цель, а
утверждение целостной правды и оформления векторов духовно-
онтологического развития. Общество формируется не сверху, а бла-
годаря спонтанному процессу, предполагающему и механику, и ор-
ганику, поэтому у государства есть рамки, за которые оно не может
выходить и контролировать жизнь общества. Деятельность государ-
ства по урегулированию политико-правовой и социокультурной жизни
общества выступает в качестве приложения, а не подавляющего начала.
Важнейшей целью государства является формирование условий для са-
мой свободы, вырастающей из организационно-планомерной жизни. Не
государство является ускоряющим катализатором, имея противополож-
ные задачи и цели, но общество и инициатива личности выступают в
роли инновационного начала. Под гражданским обществом возможно
понимать
то единство, которое складывается не планомерно-
механически, а спонтанно-творчески, путем переплетения человеческих
воль в процессе их жизни и деятельности. Государство — это не прину-
дительная организация, худшим вариантом которой является мегама-
шина, поглощающая личность, оно есть организация свободы. В этой
паре категорий уже заключается логическое противоречие, но именно
так проявляется положительная диалектика единства традиционно-
охранительного начала с началом личностной творческой инициативы.
Диалектичность социального бытия наблюдается в целом ряде
противоположностей, образующих онтологические «пары».
«Обще-
ство, с одной стороны, создается умышленно-планомерно, с другой
стороны, складывается и вырастает само собой...
Вместе с тем это
двуединство стоит в теснейшей связи с общими нормативными
принципами солидарности и свободы: планомерность общественного
единства есть не что иное, как выражение общественной солидарно-
сти в сфере умышленной общественной воли, тогда как спонтанность
общественного единства есть его осуществление в стихии свободы»
[5, с. 154].
Без гражданского общества как субстанционального нача-
ла государственность приводит к формированию абсурдной тотали-
тарной системы, поедающей человека. Правовая система оформляет-
ся благодаря тому планомерному общественному началу, которое
имплицитно заложено в социуме и воплощается в совокупности норм
и правил. Исторический опыт показывает, что субъектом права вы-