С.Н. Курилов
4
Гуманитарный вестник
# 4·2016
человека (“права-притязания” по отношению к государству); 2) в по-
нимании принципа равенства (“равенство исходного пункта”); 3) в
отношении к институту собственности (неприятие монопольной соб-
ственности)» [4, с. 137]. Эти теоретические установки нашли отраже-
ние в программе Конституционно-демократической партии, в кото-
рой кадеты провозгласили своей целью изменение государственного
строя России путем ограничения, а затем и ликвидации самодержа-
вия на основе конституционализма и парламентаризма. Основная
идея программы заключается в признании абсолютной ценности лич-
ности и прав человека и гражданина, в ней провозглашалось равенство
национальных, религиозных, половых, социально-экономических раз-
личий. Во втором пункте программы подчеркивается, что «каждому
гражданину обеспечивается свобода совести и вероисповедания. Ника-
кие преследования за исповедуемые верования и убеждения, за переме-
ну или отказ от вероучения не допускаются».
Консервативно-либеральная концепция С.Л. Франка в качестве
одной из центральных категорий имеет этическое понятие
должного
,
близкое кантовской трактовке.
Должное
— та центростремительная
сила, которая направляет общественное сознание к желанию спра-
ведливости, свободы для всех, или качество социального бытия лю-
дей, проявляющееся в феномене морали. «Подчинение и властвова-
ние не могут выражать только земную волю человека, руководимую
материальными потребностями, они выражают еще наличие высшей
божественной инстанции, авторитетной и обязывающей человека к
деятельности. В моменте должного реально воплощается присут-
ствие богочеловеческого начала, что наблюдается в нравственно-
этическом и духовно-экзистенциальном отношении людей друг к
другу» [5, c. 78]. Легитимность власти С.Л. Франк объясняет ее нрав-
ственным авторитетом: та власть законна в лице народа, которая вы-
ражает человеческое понимание и чувствование правды, является но-
сителем народной истины. Человеческая воля, стремящаяся к соци-
альной справедливости и человечности, соединяется в этом порыве с
волей Бога, и тогда в обществе формируется правильное понимание
идеала. Аппарат принуждения, являясь прерогативой власти и госу-
дарства, должен пониматься как некая внешняя необходимая меха-
ника, в которой неявно присутствует внутреннее приятие и одобрение
этого принуждения со стороны воли народа. Общественные массы
мыслят и руководствуются по большому счету морально-
нравственными категориями
добра
и
зла
,
преступления
и последующе-
го за ним
наказания
.
Сегодня, на наш взгляд, очевидна несостоятельность всех соци-
ально-политических моделей «в чистом виде» (либеральной, консер-
вативной, социалистической), поэтому С.Л. Франк обосновывает