Previous Page  4 / 9 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 9 Next Page
Page Background

С.Н. Курилов

4

Гуманитарный вестник

# 4·2016

человека (“права-притязания” по отношению к государству); 2) в по-

нимании принципа равенства (“равенство исходного пункта”); 3) в

отношении к институту собственности (неприятие монопольной соб-

ственности)» [4, с. 137]. Эти теоретические установки нашли отраже-

ние в программе Конституционно-демократической партии, в кото-

рой кадеты провозгласили своей целью изменение государственного

строя России путем ограничения, а затем и ликвидации самодержа-

вия на основе конституционализма и парламентаризма. Основная

идея программы заключается в признании абсолютной ценности лич-

ности и прав человека и гражданина, в ней провозглашалось равенство

национальных, религиозных, половых, социально-экономических раз-

личий. Во втором пункте программы подчеркивается, что «каждому

гражданину обеспечивается свобода совести и вероисповедания. Ника-

кие преследования за исповедуемые верования и убеждения, за переме-

ну или отказ от вероучения не допускаются».

Консервативно-либеральная концепция С.Л. Франка в качестве

одной из центральных категорий имеет этическое понятие

должного

,

близкое кантовской трактовке.

Должное

— та центростремительная

сила, которая направляет общественное сознание к желанию спра-

ведливости, свободы для всех, или качество социального бытия лю-

дей, проявляющееся в феномене морали. «Подчинение и властвова-

ние не могут выражать только земную волю человека, руководимую

материальными потребностями, они выражают еще наличие высшей

божественной инстанции, авторитетной и обязывающей человека к

деятельности. В моменте должного реально воплощается присут-

ствие богочеловеческого начала, что наблюдается в нравственно-

этическом и духовно-экзистенциальном отношении людей друг к

другу» [5, c. 78]. Легитимность власти С.Л. Франк объясняет ее нрав-

ственным авторитетом: та власть законна в лице народа, которая вы-

ражает человеческое понимание и чувствование правды, является но-

сителем народной истины. Человеческая воля, стремящаяся к соци-

альной справедливости и человечности, соединяется в этом порыве с

волей Бога, и тогда в обществе формируется правильное понимание

идеала. Аппарат принуждения, являясь прерогативой власти и госу-

дарства, должен пониматься как некая внешняя необходимая меха-

ника, в которой неявно присутствует внутреннее приятие и одобрение

этого принуждения со стороны воли народа. Общественные массы

мыслят и руководствуются по большому счету морально-

нравственными категориями

добра

и

зла

,

преступления

и последующе-

го за ним

наказания

.

Сегодня, на наш взгляд, очевидна несостоятельность всех соци-

ально-политических моделей «в чистом виде» (либеральной, консер-

вативной, социалистической), поэтому С.Л. Франк обосновывает