С.Н. Курилов
6
Гуманитарный вестник
# 4·2016
ступает не государство, а гражданское общество, и исторически нор-
мы права только фиксируются сверху, но возникают снизу, в обще-
стве. Нормы права являются продуктом интуитивного спонтанного
процесса, утверждаясь изначально в обществе, и только позднее
санкционируются государством и закрепляются в виде законов. За-
коны не могут быть придуманы сверху, государство имеет возмож-
ность только регулировать и направлять их в целевое созидательное
русло планомерного общественного развития и устройства. Право,
которое нормирует взаимоотношения в гражданском обществе, не
может устанавливаться государством и быть продуктом только пла-
номерного устройства общества. Социально-исторический и право-
вой опыт стран Западной Европы второй половины XIX в. показал
несостоятельность идей либерализма в духе эпохи Просвещения. По-
нимание свободы как дарования формальных прав в конституции и
законах не подразумевало обеспечение социального равенства и
справедливости, гарантирующих всем членам общества достойное
существование. Русская философия в лице В.С. Соловьева одна из
первых в Европе сформулировала и аксиологически обосновала тезис
о праве каждой личности на
достойное существование
. Представи-
тели «нового» либерализма начала XX в. отталкивались от этой идеи
и трактовали по преимуществу понятие
собственности
не столько
как нечто принадлежащее индивиду, но как основу хозяйственно-
предпринимательской деятельности и социального творчества.
Понятие
справедливости
в контексте общественного идеала трудно
принять на уровне личностного сознания, которое всегда находится в
некой «пещере», ограниченной собственными интересами и потребно-
стями. Расширяя границы своего разума в интуитивном опыте и рацио-
нальном познании, человек может узреть Правду и осознать принципы
социальной жизни, опирающиеся на нравственно-религиозные основа-
ния и находящие в них свой смысл и оправдание.
Самым легким и прямым путем совершенствования обществен-
ной жизни по мысли многих практикующих политиков является путь
автоматического преобразования с помощью политико-правовых ме-
ханизмoв. Подобно трудности по пути самопознания отдельного че-
ловека, труден и путь внутреннего, глубинного изменения социаль-
ной реальности. Социально-исторический опыт показывает, что ко-
ренное ментальное изменение (или в христианской терминологии —
«покаяние» как перемена жизни и мыслей) более эффективно, чем
внешняя политическая модернизация. На наш взгляд, наиболее пра-
вильной модернизацией должна стать гуманистическая христианиза-
ция, но не внешне-принудительная, а внутренняя, направленная не на
внедрение в общественное сознание догматов религии, а на соответ-
ствие жизни людей высшим ценностям.