Previous Page  6 / 9 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 9 Next Page
Page Background

Е.В. Полтавец

6

ляющей деятельности, позволяет значительно расширить диапазон

способов и приемов обучения русскому языку и культуре речи сту-

дентов с ограниченными возможностями слуха. Так, например, ком-

плексная работа с учебными текстами может способствовать форми-

рованию речевой компетенции учащихся на разных уровнях:

на лексическом возможно определение семантического значе-

ния слов, анализ их функциональной и стилевой принадлежности,

подбор толкований с помощью синонимов и антонимов и т. п.;

на морфологическом — определение принадлежности слов к ка-

кой-либо части речи, определение грамматических значений слов и т. п.;

на синтаксическом — определение структуры простых и слож-

ных предложений, способов выражения их главных и второстепенных

членов, трансформация предложений: замена активной конструкции

пассивной (и наоборот), придаточных предложений причастными и де-

епричастными оборотами и т. п.;

на уровне составления связного текста — создание аутентич-

ных текстов (заявлений, объяснительных записок, автобиографий,

резюме и т. п.), вторичных текстов (тезисов, планов, аннотаций, кон-

спектов), изложение содержания текста-первоисточника в рефера-

тивной форме и т. п.

Рассмотрим на конкретном примере варианты использования за-

даний разного вида при работе с учебным текстом.

Упражнение

Задания

. 1. Выпишите из текста выделенные слова, дайте им толкова-

ния (выберите из приведенных в скобках в конце упражнения). 2. Опреде-

лите, к каким частям речи относятся выделенные слова, какими граммати-

ческими формами характеризуются, какими членами предложения являют-

ся. 3. Прочитайте текст и мысленно разделите его на части. 4. Составьте к

тексту план (назывной или тезисный) и аннотацию. 5. На основе плана и

аннотации кратко изложите содержание текста, используя тип речи «Рас-

суждение».

Среди читателей, пожалуй, найдется немного таких, которые не имели

бы представления об узоре из папиллярных линий на ладонях и пальцах

рук. Эти линии уникальны, и потому их давно уже используют в кримина-

листике для

идентификации

личности. Однако ученые-медики считают,

что узор на ладонях и пальцах может содержать и другую информацию,

например о генных и врожденных заболеваниях. Правильно расшифровав

такой узор, специалисты смогут поставить точный диагноз даже грудным

детям, неспособным отвечать на вопросы врача.

В НИИ биомедицинской техники МГТУ им. Н.Э. Баумана в целях

профилактической

диагностики было разработано устройство «Малахит».

Пользоваться им удобно и просто: сперва с помощью

сканера

считывается

узор с подушечки пальца, а затем в виде графического

файла

передается в

компьютер. Далее программа распознавания изображения определяет тип