Е.В. Полтавец
6
ляющей деятельности, позволяет значительно расширить диапазон
способов и приемов обучения русскому языку и культуре речи сту-
дентов с ограниченными возможностями слуха. Так, например, ком-
плексная работа с учебными текстами может способствовать форми-
рованию речевой компетенции учащихся на разных уровнях:
на лексическом возможно определение семантического значе-
ния слов, анализ их функциональной и стилевой принадлежности,
подбор толкований с помощью синонимов и антонимов и т. п.;
на морфологическом — определение принадлежности слов к ка-
кой-либо части речи, определение грамматических значений слов и т. п.;
на синтаксическом — определение структуры простых и слож-
ных предложений, способов выражения их главных и второстепенных
членов, трансформация предложений: замена активной конструкции
пассивной (и наоборот), придаточных предложений причастными и де-
епричастными оборотами и т. п.;
на уровне составления связного текста — создание аутентич-
ных текстов (заявлений, объяснительных записок, автобиографий,
резюме и т. п.), вторичных текстов (тезисов, планов, аннотаций, кон-
спектов), изложение содержания текста-первоисточника в рефера-
тивной форме и т. п.
Рассмотрим на конкретном примере варианты использования за-
даний разного вида при работе с учебным текстом.
Упражнение
Задания
. 1. Выпишите из текста выделенные слова, дайте им толкова-
ния (выберите из приведенных в скобках в конце упражнения). 2. Опреде-
лите, к каким частям речи относятся выделенные слова, какими граммати-
ческими формами характеризуются, какими членами предложения являют-
ся. 3. Прочитайте текст и мысленно разделите его на части. 4. Составьте к
тексту план (назывной или тезисный) и аннотацию. 5. На основе плана и
аннотации кратко изложите содержание текста, используя тип речи «Рас-
суждение».
Среди читателей, пожалуй, найдется немного таких, которые не имели
бы представления об узоре из папиллярных линий на ладонях и пальцах
рук. Эти линии уникальны, и потому их давно уже используют в кримина-
листике для
идентификации
личности. Однако ученые-медики считают,
что узор на ладонях и пальцах может содержать и другую информацию,
например о генных и врожденных заболеваниях. Правильно расшифровав
такой узор, специалисты смогут поставить точный диагноз даже грудным
детям, неспособным отвечать на вопросы врача.
В НИИ биомедицинской техники МГТУ им. Н.Э. Баумана в целях
профилактической
диагностики было разработано устройство «Малахит».
Пользоваться им удобно и просто: сперва с помощью
сканера
считывается
узор с подушечки пальца, а затем в виде графического
файла
передается в
компьютер. Далее программа распознавания изображения определяет тип