1
УДК 808.2.378.02
К вопросу о формировании коммуникативно-речевой
компетенции путем реализации
когнитивно-коммуникативного метода обучения
текстооформляющей деятельности
© Е.В. Полтавец
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Рассматриваются проблемы совершенствования процесса обучения студентов в
технических вузах, имеющих ограничения по слуху, речевой деятельности. Анали-
зируются перспективы использования когнитивно-коммуникативного метода при
обучении студентов русскому языку и культуре речи, дается оценка эффективно-
сти применения современных педагогических технологий.
Ключевые слова
:
педагогическая технология,
когнитивный подход,
когнитивно-
коммуникативный метод, текстооформляющие компетенции, функциональная
грамотность.
Вопрос об изменении технологий обучения речевой деятельности
с каждым днем становится все более значимым. Так, еще в 1970-е
годы выдающийся лингвист Н.И. Жинкин писал: «…речь должна
быть не просто правильной, но и совершенной по содержанию и
форме» [1]. В настоящее время эта установка стала особенно актуаль-
ной, так как увеличилась потребность в повышении уровня коммуника-
тивно-речевой компетенции людей, получающих среднее и высшее об-
разование. Не вызывает сомнения то, что подобная необходимость воз-
никла в связи с изменившимися условиями жизни: быстрым развитием
науки и техники, увеличением объема воспринимаемой информации,
а также многократно возросшими возможностями коммуникации. Од-
нако приходится констатировать, что на данный момент речевой опыт
учащихся разных уровней и специализаций не отвечает запросам со-
временного общества, так как он крайне низок [2]. Нужно отметить,
что именно это нежелательное явление стимулировало создание со-
временных педагогических технологий, ориентированных на взаимо-
связанное развитие у учащихся коммуникативных и когнитивных
умений [3], отвечающих стандартам функциональной грамотности.
Касаясь вопроса формирования нового метода обучения речевой
деятельности, следует вспомнить о том, что первоначально он начал
оформляться в методике преподавания иностранных языков как
принцип речевой направленности обучения. А затем, под влиянием
теории о когнитивной функции языка, а также теории коммуникации