Previous Page  5 / 9 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 9 Next Page
Page Background

К вопросу о формировании коммуникативно-речевой компетенции…

5

сокращение и переформулировка первичного текста — состав-

ление плана, тезисов, конспектов разного вида;

создание микротекстов, соответствующих различным функцио-

нально-смысловым типам речи: описание, повествование, рассужде-

ние, доказательство;

восстановление содержания текста по предложенному или ра-

нее составленному плану;

написание аннотации, рецензии на основе предложенного тек-

ста;

составление тезисов или текста доклада на одну из предложен-

ных тем;

составление реферата на одну из предложенных тем и т. п.

Приведенный здесь перечень отнюдь не исчерпывает всех воз-

можных видов работы с текстом. Так, например, на его основе можно

проводить грамматический анализ слова, словосочетания, предложе-

ния, фразы и т. д. Возможно совмещение (в определенной последова-

тельности) речеведческого и грамматического анализа [5].

По словам Ф.И. Буслаева, русский язык — это «предмет предме-

тов». С мнением выдающегося ученого трудно не согласиться, так

как язык (речь) действительно является универсальным средством

развития мышления человека, источником пополнения его знаний, а

также способом общения с другими людьми. И именно поэтому та-

кую большую роль играет обучение русскому языку студентов тех-

нического вуза, имеющих ограниченные возможности здоровья по

слуху. Учащиеся данной категории испытывают большие трудности

в приобретении речевой компетенции, так как их языковое развитие

имеет ряд стабильно фиксируемых недостатков:

ограниченное знание фонетических и просодических норм уст-

ной речи;

бедность лексического запаса;

отсутствие твердых знаний в области грамматико-стилисти-

ческих языковых норм;

отсутствие четких представлений о специфике функциональных

стилей речи и сферах их употребления;

отсутствие навыков составления личной документации: заявле-

ний, служебных записок, автобиографий, резюме и т. п.;

неумение правильно и полно анализировать содержание текстов

с выделением всех имеющихся в них микротем;

отсутствие прочных навыков создания вторичных текстов: пла-

нов, тезисов, конспектов, аннотаций;

отсутствие прочных навыков создания докладов, рефератов с

использованием приемов реферативного изложения.

Применение современных педагогических технологий, в частно-

сти когнитивно-коммуникативного метода обучения текстооформ-