К вопросу о формировании коммуникативно-речевой компетенции…
5
сокращение и переформулировка первичного текста — состав-
ление плана, тезисов, конспектов разного вида;
создание микротекстов, соответствующих различным функцио-
нально-смысловым типам речи: описание, повествование, рассужде-
ние, доказательство;
восстановление содержания текста по предложенному или ра-
нее составленному плану;
написание аннотации, рецензии на основе предложенного тек-
ста;
составление тезисов или текста доклада на одну из предложен-
ных тем;
составление реферата на одну из предложенных тем и т. п.
Приведенный здесь перечень отнюдь не исчерпывает всех воз-
можных видов работы с текстом. Так, например, на его основе можно
проводить грамматический анализ слова, словосочетания, предложе-
ния, фразы и т. д. Возможно совмещение (в определенной последова-
тельности) речеведческого и грамматического анализа [5].
По словам Ф.И. Буслаева, русский язык — это «предмет предме-
тов». С мнением выдающегося ученого трудно не согласиться, так
как язык (речь) действительно является универсальным средством
развития мышления человека, источником пополнения его знаний, а
также способом общения с другими людьми. И именно поэтому та-
кую большую роль играет обучение русскому языку студентов тех-
нического вуза, имеющих ограниченные возможности здоровья по
слуху. Учащиеся данной категории испытывают большие трудности
в приобретении речевой компетенции, так как их языковое развитие
имеет ряд стабильно фиксируемых недостатков:
ограниченное знание фонетических и просодических норм уст-
ной речи;
бедность лексического запаса;
отсутствие твердых знаний в области грамматико-стилисти-
ческих языковых норм;
отсутствие четких представлений о специфике функциональных
стилей речи и сферах их употребления;
отсутствие навыков составления личной документации: заявле-
ний, служебных записок, автобиографий, резюме и т. п.;
неумение правильно и полно анализировать содержание текстов
с выделением всех имеющихся в них микротем;
отсутствие прочных навыков создания вторичных текстов: пла-
нов, тезисов, конспектов, аннотаций;
отсутствие прочных навыков создания докладов, рефератов с
использованием приемов реферативного изложения.
Применение современных педагогических технологий, в частно-
сти когнитивно-коммуникативного метода обучения текстооформ-