Previous Page  2 / 9 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 9 Next Page
Page Background

Е.В. Полтавец

2

была сформирована коммуникативно-направленная методика, вклю-

чившая в себя когнитивный (познавательный) аспект как неотъемле-

мую часть речевой деятельности человека. Создание новых методиче-

ских подходов к задаче обучения устной и письменной речи положило

конец теории бихевиоризма [3], господствовавшей в 1950–60-е годы.

Согласно данной теории, изучение языка должно было базироваться

на упражнениях и привычке, а навыки — формироваться вследствие

реакции на предъявляемый положительный стимул. В случае пра-

вильного ответа учащийся получал поощрение, положительную

оценку, что (в теории) должно было стимулировать запоминание

изучаемого материала. Истинность данной теории была опровергнута

А.А. Леонтьевым, который доказал, что содержание «психического»

в ней было сведено к совокупности реакций на стимулы. А это, без-

условно, не соответствует уровню сложной психической деятельности

человека, «включающей в себя внутреннюю речь, а также когнитивные

механизмы выбора и контроля на основе корреляции языковых и мыс-

лительных структур личности ее речевым опытом» [2].

Коммуникативный подход в методике преподавания русского

языка как родного окончательно утвердился в 1990-е годы. Он бази-

руется на коммуникативном и когнитивном принципах, с помощью

которых возможно обучение двум основным языковым функциям:

правильности построения грамотной и семантически корректной

фразы (что отражает результат когнитивного процесса овладения

языком), а также умению использовать знания и навыки в целях ком-

муникации. При этом нельзя не упомянуть, что главным результатом

когнитивно-коммуникативной деятельности языковой личности являет-

ся продуцирование текста, т. е. формирование текстооформляющей

компетенции как системы знаний и умения их применять, а это невоз-

можно без владения сознательными стратегиями выбора контроля

написаний. Отсюда следует, что реализация метода когнитивно-

коммуникативного обучения невозможна без опоры на следующие

принципы, применение которых помогает обеспечивать достижение

поставленных целей:

систематизации и семантизации текстовых и текстооформля-

ющих умений;

дифференциации смешиваемых написаний;

интенсивности обучения;

внимания к выразительности речи;

обучения письменной речи во взаимосвязи с другими видами

речевой деятельности (аудированием, говорением, чтением);

опоры на текст и др. [4].

Необходимо отметить, что в структуре методики текст имеет

двойную функцию и выступает в роли и цели, и средства обучения.