Previous Page  4 / 9 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 9 Next Page
Page Background

Е.В. Полтавец

4

вают успешность протекания процесса создания письменной речи

именно как самостоятельной деятельности» [2]. В момент речепо-

рождения личность сознательно преодолевает трудности выбора при

постановке цели, прогнозировании результата, планировании, а так-

же реализации плана, контролирует и оценивает полученный резуль-

тат. Причем выбор не возникает спонтанно, этому процессу должны

способствовать факторы, порождающие ситуацию выбора. Одним из

них, безусловно, является механизм контроля критики текста. А он,

в свою очередь, может сложиться в следующих условиях:

при наличии навыка определения темы и идеи создаваемого

текста, а также правильной формулировки основной мысли;

при соблюдении последовательности и логики изложения собы-

тий, описания свойств, формулировании рассуждений;

при осуществлении грамматического анализа правильности

употребления слов, словосочетаний, составленных предложений,

синтагм, смысловых частей текста.

При подготовке учащихся к текстопорождающей деятельности

нужно помнить о необходимости проведения многоступенчатой

предварительной работы, реализуемой в форме специальных упраж-

нений. В настоящее время разработано большое количество пособий

(как для средней, так и для высшей школы), включающих систему

упражнений, направленных на формирование текстооформляющих

компетенций. В частности, в качестве примера можно привести по-

собие [5]. В нем, по словам известного ученого-методиста

О.А. Скрябиной, «принципы функциональности, коммуникативно-

сти… позволяют соединить в интегральное целое текстовую деятель-

ность ученика, ее макро- и микроструктуру» [2]. В данном пособии

работа по развитию текстооформляющей деятельности организуется

с помощью специальных упражнений, например:

создание плана грамматического, лексического анализа;

проведение речеведческого анализа текста по плану;

чтение текста и выделение в нем характерных признаков;

озаглавливание текста, определение темы и основной мысли;

определение функционально-смыслового типа речи и стилевой

принадлежности текста;

выделение микротем и составление плана определенного вида

(назывного, вопросного, тезисного, цитатного);

определение средств связи между частями текста;

создание вторичного текста (изложения, сочинения, эссе и т. п.)

на основе первичного;

проведение устного или письменного анализа изучаемого про-

изведения, раздела изучаемой дисциплины;

восстановление содержания текста по ранее составленному

плану;