Е.В. Полтавец
4
вают успешность протекания процесса создания письменной речи
именно как самостоятельной деятельности» [2]. В момент речепо-
рождения личность сознательно преодолевает трудности выбора при
постановке цели, прогнозировании результата, планировании, а так-
же реализации плана, контролирует и оценивает полученный резуль-
тат. Причем выбор не возникает спонтанно, этому процессу должны
способствовать факторы, порождающие ситуацию выбора. Одним из
них, безусловно, является механизм контроля критики текста. А он,
в свою очередь, может сложиться в следующих условиях:
при наличии навыка определения темы и идеи создаваемого
текста, а также правильной формулировки основной мысли;
при соблюдении последовательности и логики изложения собы-
тий, описания свойств, формулировании рассуждений;
при осуществлении грамматического анализа правильности
употребления слов, словосочетаний, составленных предложений,
синтагм, смысловых частей текста.
При подготовке учащихся к текстопорождающей деятельности
нужно помнить о необходимости проведения многоступенчатой
предварительной работы, реализуемой в форме специальных упраж-
нений. В настоящее время разработано большое количество пособий
(как для средней, так и для высшей школы), включающих систему
упражнений, направленных на формирование текстооформляющих
компетенций. В частности, в качестве примера можно привести по-
собие [5]. В нем, по словам известного ученого-методиста
О.А. Скрябиной, «принципы функциональности, коммуникативно-
сти… позволяют соединить в интегральное целое текстовую деятель-
ность ученика, ее макро- и микроструктуру» [2]. В данном пособии
работа по развитию текстооформляющей деятельности организуется
с помощью специальных упражнений, например:
создание плана грамматического, лексического анализа;
проведение речеведческого анализа текста по плану;
чтение текста и выделение в нем характерных признаков;
озаглавливание текста, определение темы и основной мысли;
определение функционально-смыслового типа речи и стилевой
принадлежности текста;
выделение микротем и составление плана определенного вида
(назывного, вопросного, тезисного, цитатного);
определение средств связи между частями текста;
создание вторичного текста (изложения, сочинения, эссе и т. п.)
на основе первичного;
проведение устного или письменного анализа изучаемого про-
изведения, раздела изучаемой дисциплины;
восстановление содержания текста по ранее составленному
плану;