К вопросу о формировании коммуникативно-речевой компетенции…
3
Он дополняет принцип опоры на взаимосвязи когнитивного и ком-
муникативного потенциалов письменной речи в текстооформляющей
деятельности, поскольку конкретизирует понятие о ведущей деятель-
ности, ее целях и средствах их достижения. «Создание текста, как
следует из принципов нового метода, это средство реализации ком-
муникативного намерения пишущего, а также эффективный способ
формирования грамотности. Текст, с точки зрения современной пси-
холингвистики, это место встречи языка и мысли автора» [2].
Реализация принципа опоры на текст, в свою очередь, предпола-
гает использование системы упражнений, ориентированных на фор-
мирование следующих умений:
создавать собственные тексты, опираясь на сознательный выбор
и самоконтроль при оформлении текста графическими средствами;
осознавать норму как средство реализации системы языка для
выражения мысли в письменной речи;
редактировать и корректировать собственный текст, осознавая
его предназначенность для самовыражения автора и в то же время
его обращенность к читателю [4].
На основании сказанного можно сделать вывод о том, что на дан-
ный момент в преподавании русского языка главным направлением
является обучение восприятию, анализу и созданию текста, т. е. тек-
стоцентрический подход к обучению языковой деятельности. В связи
с этим необходимо упомянуть, что работа в данном направлении
предполагает создание новой стратегии обучения, а именно:
сознательное обучение на деятельностной основе, т. е. развитие
активного деятельного мышления, базирующегося на рефлексии
(размышлении, самопознании);
системная деятельность языковой личности, сопряженная с по-
ниманием и оценкой результатов действий;
перепроектирование способов действий на основании логиче-
ских выводов, являющихся результатом умственной деятельности
(рефлексии).
Суммируя перечисленные факторы, можно сделать вывод о том,
что акт рефлексии имеет первостепенное значение в процессе фор-
мирования компетенций текстооформляющей деятельности, по-
скольку является процессом многофункциональным и способствую-
щим осуществлению следующих умственных операций:
одновременной работы мышления, направленной на создание
целостного объекта;
последовательного структурированного рассмотрения этой це-
лостности;
развития языковой личности и особенностей ее мышления.
Однако нельзя забывать и о том, что важными этапами при со-
здании текста являются выбор и самоконтроль, ведь они «обеспечи-