Previous Page  3 / 9 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 9 Next Page
Page Background

К вопросу о формировании коммуникативно-речевой компетенции…

3

Он дополняет принцип опоры на взаимосвязи когнитивного и ком-

муникативного потенциалов письменной речи в текстооформляющей

деятельности, поскольку конкретизирует понятие о ведущей деятель-

ности, ее целях и средствах их достижения. «Создание текста, как

следует из принципов нового метода, это средство реализации ком-

муникативного намерения пишущего, а также эффективный способ

формирования грамотности. Текст, с точки зрения современной пси-

холингвистики, это место встречи языка и мысли автора» [2].

Реализация принципа опоры на текст, в свою очередь, предпола-

гает использование системы упражнений, ориентированных на фор-

мирование следующих умений:

создавать собственные тексты, опираясь на сознательный выбор

и самоконтроль при оформлении текста графическими средствами;

осознавать норму как средство реализации системы языка для

выражения мысли в письменной речи;

редактировать и корректировать собственный текст, осознавая

его предназначенность для самовыражения автора и в то же время

его обращенность к читателю [4].

На основании сказанного можно сделать вывод о том, что на дан-

ный момент в преподавании русского языка главным направлением

является обучение восприятию, анализу и созданию текста, т. е. тек-

стоцентрический подход к обучению языковой деятельности. В связи

с этим необходимо упомянуть, что работа в данном направлении

предполагает создание новой стратегии обучения, а именно:

сознательное обучение на деятельностной основе, т. е. развитие

активного деятельного мышления, базирующегося на рефлексии

(размышлении, самопознании);

системная деятельность языковой личности, сопряженная с по-

ниманием и оценкой результатов действий;

перепроектирование способов действий на основании логиче-

ских выводов, являющихся результатом умственной деятельности

(рефлексии).

Суммируя перечисленные факторы, можно сделать вывод о том,

что акт рефлексии имеет первостепенное значение в процессе фор-

мирования компетенций текстооформляющей деятельности, по-

скольку является процессом многофункциональным и способствую-

щим осуществлению следующих умственных операций:

одновременной работы мышления, направленной на создание

целостного объекта;

последовательного структурированного рассмотрения этой це-

лостности;

развития языковой личности и особенностей ее мышления.

Однако нельзя забывать и о том, что важными этапами при со-

здании текста являются выбор и самоконтроль, ведь они «обеспечи-