И.О. Нещадим
6
2. Прослушивание текста с целью вычленения его основной про-
блемы и составление связного монологического высказывания из од-
нотипных, но различных по способам их выражения речевых дей-
ствий: «Перечислите, что, по мнению Эрлиха, является угрозой вы-
живанию как человечества, так и окружающей среды
планеты»
.
Professor Paul Enhrlich isn’t the first to have
depressing
ideas
about…
It is Professor Paul Enhrlich who wasn’t
enthusiastic
about …
Professor Paul Enhrlich was
deeply
concerned at …
В первых двух примерах именно в прилагательных заключено
эмоциональное ядро предложения. В третьем усилителем эмотивно-
сти, заключенной в прилагательном, выступает наречие.
Заключение.
Отметим, что разработанный комплекс упражнений
имеет цель — развитие у будущих инженеров навыков эмотивного
высказывания на основе учебного материала, непосредственно отно-
сящегося к их будущей профессиональной сфере деятельности.
Как показывают результаты, при обучении студентов техниче-
ского вуза эмоционально-экспрессивным средствам речевой комму-
никации на ограниченном материале приобретенные навыки выра-
жения оценки, своего эмоционально-личностного отношения к изла-
гаемому содержанию успешно переносятся ими в самые разные
ситуации речевого общения. Исходя из наших собственных целена-
правленных наблюдений и многолетнего опыта работы со студента-
ми МГТУ им. Н.Э. Баумана, а также опираясь на исследования со-
временных методистов, мы делаем вывод: обучение иноязычным
эмотивным монологическим высказываниям будущих специалистов
в ситуациях профессионально-ориентированного общения позволяет
обучающемуся не только формировать и реализовывать речевое
намерение, адекватно выражать эмоционально-оценочную информа-
цию, понимать оттенки эмоций говорящего, адекватно реагировать
на его реплики, убедительно доказывать свою точку зрения, но и раз-
вивать качества личности, необходимые для успешной самореализа-
ции в сфере профессионального образования. Таким образом, обуче-
ние иноязычным эмотивным монологическим высказываниям может
способствовать формированию эмоциональной компетентности бу-
дущих инженеров и их личностному развитию.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Зимняя И.А
Психология обучения иностранным языкам в школе
. Москва,
Просвещение, 1991, 222 с.
[2] Ханцева Г.Г.
Формирование профессиональной направленности студен-
тов в процессе изучения иностранного языка (на примере технического
вуза): автореф. дис. … канд. пед. наук.
Рубцовск, 2000, 26 с.
.