Обучение студентов технического вуза эмотивным монологическим высказываниям…
3
ты воздействия на него или механизмы противодействия такому
влиянию.
Не вызывает сомнений тот факт, что будущие инженеры должны
обладать навыками эмоциональной компетенции, позволяющими
распознать эмоции партнера по общению, а также выражать соб-
ственные эмоциональные состояния с учетом ситуации, стиля обще-
ния, культуры собеседника.
Разработка комплекса упражнений на формирование навы-
ков эмотивной речи.
По мнению автора, для формирования навыков
иноязычной эмотивной монологической речи у студентов техниче-
ского вуза в ситуациях профессионально-ориентированного общения
необходимо разработать грамматико-стилистические упражнения,
направленные на обучение анализу, выбору и целесообразному ис-
пользованию языковых средств в профессиональной речи. В связи с
этим комплекс упражнений должен:
• учитывать типичные ситуации, характерные для сферы профес-
сиональной коммуникации, которые бы вызывали у студентов моти-
вированную потребность и интерес к участию в иноязычном обще-
нии
и
максимально приближали бы учебный процесс к естественной
профессиональной коммуникации;
• включать эмоционально-экспрессивную лексику, которая спо-
собствует формированию у студентов умения выразить оценку, свое
эмоционально-личностное отношение к излагаемому содержанию.
У современных исследователей не вызывает сомнения, что необ-
ходимо пересмотреть подход к отбору учебного материала с учетом
требований профессионально-ориентированного обучения. Критери-
ями должны стать ориентированность на последние достижения в
соответствующей области человеческой деятельности, актуальность,
тесная связь с профессиональными интересами будущих специали-
стов, возможность профессионального развития [7].
При обучении будущих инженеров эмотивным высказываниям
необходимо создавать адекватные учебно-речевые ситуации, в кото-
рых каждый участник коммуникации выступает в собственной роли,
а учебный процесс организован так, чтобы обучающийся самостоя-
тельно продуцировал предусмотренные преподавателем тексты [8].
Задания могут быть связаны с решением общей, вызывающей у
студентов интерес проблемы, побуждающей их к развернутым вы-
сказываниям, в которых обучающиеся выражают и аргументируют
свою точку зрения. Поэтому при разработке грамматико-стилисти-
ческих упражнений с целью формирования у студентов навыков ино-
язычного эмотивного монологического высказывания целесообразно
придерживаться следующих условий:
• отбор учебного материала (грамматического, лексического, тек-
стов для чтения и аудирования), который вызывает интерес, обеспе-