И.О. Нещадим
2
щекультурного и личностного аспектов компетентности инженера.
Речь идет об аналитико-синтетических навыках, развитом умении
логических умозаключений на основе таких мыслительных операций,
как индукция и дедукция, способность к моделированию и прогнози-
рованию, т. е. о тех общеинтеллектуальных умениях, которые пред-
определяют творческую активность специалиста.
Однако анализ результатов обучения иностранному языку в тех-
ническом вузе позволяет отметить отвлеченный характер получае-
мых студентами знаний, отдаленную их связь с будущей специально-
стью и малую практическую значимость [2], а устные монологиче-
ские высказывания студентов чаще представляют пересказ заученной
темы. Они лишены «чувственной окрашенности», самостоятельности
и творчества в реализации замысла высказывания средствами языка.
Студенты не задумываются об адресате, для которого предназначено
конкретное высказывание, испытывают сложности, выбирая ино-
язычные эмотивные средства [3]. Последнее подразумевает способ-
ность понимать оттенки эмоций говорящего на неродном языке и
умение адекватно выразить свое эмоциональное состояние средства-
ми изучаемого языка.
Из сказанного вытекает необходимость формирования у студен-
тов технического вуза навыков и умений иноязычного эмотивного
монологического высказывания в ситуациях профессионально-ориен-
тированного общения.
По мнению Р.А. Латыпова,
эмотивное высказывание — это
«выражение говорящим своего эмоционально-оценочного отноше-
ния к разного рода мотивационно-целевым компонентам эмотивной
ситуации».
Обучение иноязычным эмотивным монологическим высказыва-
ниям является важным фактором формирования языковой личности,
ее эмотивной компетенции [4].
Как полагает В.И. Шаховский, будущему специалисту по окон-
чании вуза важно не только быть компетентным в своей профессио-
нальной области, но и «обладать адекватной эмотивной/эмоциональ-
ной компетенцией» [5].
Согласно определению Даниеля Гоулмана, «эмоциональная ком-
петентность — это способность осознавать и признавать собственные
чувства, а также чувства других, для самомотивации, для управления
своими эмоциями внутри себя и в отношениях с другими» [6].
Исследователи отмечают, что эмоциональная/эмотивная компе-
тенция, являясь одним из важнейших компонентов коммуникатив-
ной компетенции, приобретает сегодня все бóльшую популярность,
становится новым критерием достижения успеха для каждого, так
как социум всегда хочет понять, каким образом эмоциональное со-
стояние человека влияет на его поведение, чтобы иметь инструмен-