Background Image
Previous Page  2 / 8 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 8 Next Page
Page Background

И.О. Нещадим

2

щекультурного и личностного аспектов компетентности инженера.

Речь идет об аналитико-синтетических навыках, развитом умении

логических умозаключений на основе таких мыслительных операций,

как индукция и дедукция, способность к моделированию и прогнози-

рованию, т. е. о тех общеинтеллектуальных умениях, которые пред-

определяют творческую активность специалиста.

Однако анализ результатов обучения иностранному языку в тех-

ническом вузе позволяет отметить отвлеченный характер получае-

мых студентами знаний, отдаленную их связь с будущей специально-

стью и малую практическую значимость [2], а устные монологиче-

ские высказывания студентов чаще представляют пересказ заученной

темы. Они лишены «чувственной окрашенности», самостоятельности

и творчества в реализации замысла высказывания средствами языка.

Студенты не задумываются об адресате, для которого предназначено

конкретное высказывание, испытывают сложности, выбирая ино-

язычные эмотивные средства [3]. Последнее подразумевает способ-

ность понимать оттенки эмоций говорящего на неродном языке и

умение адекватно выразить свое эмоциональное состояние средства-

ми изучаемого языка.

Из сказанного вытекает необходимость формирования у студен-

тов технического вуза навыков и умений иноязычного эмотивного

монологического высказывания в ситуациях профессионально-ориен-

тированного общения.

По мнению Р.А. Латыпова,

эмотивное высказывание — это

«выражение говорящим своего эмоционально-оценочного отноше-

ния к разного рода мотивационно-целевым компонентам эмотивной

ситуации».

Обучение иноязычным эмотивным монологическим высказыва-

ниям является важным фактором формирования языковой личности,

ее эмотивной компетенции [4].

Как полагает В.И. Шаховский, будущему специалисту по окон-

чании вуза важно не только быть компетентным в своей профессио-

нальной области, но и «обладать адекватной эмотивной/эмоциональ-

ной компетенцией» [5].

Согласно определению Даниеля Гоулмана, «эмоциональная ком-

петентность — это способность осознавать и признавать собственные

чувства, а также чувства других, для самомотивации, для управления

своими эмоциями внутри себя и в отношениях с другими» [6].

Исследователи отмечают, что эмоциональная/эмотивная компе-

тенция, являясь одним из важнейших компонентов коммуникатив-

ной компетенции, приобретает сегодня все бóльшую популярность,

становится новым критерием достижения успеха для каждого, так

как социум всегда хочет понять, каким образом эмоциональное со-

стояние человека влияет на его поведение, чтобы иметь инструмен-