Background Image
Previous Page  5 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 10 Next Page
Page Background

Развитие отечественного инженерного образования

5

Студенты аэрокосмического факультета учатся по тем же самым

программам, что и студенты факультетов «Информатика и системы

управления», «Специальное машиностроение» и «Фундаментальные

науки». Однако, как уже было сказано, у студентов АКФ совсем

по-другому складывается практика [8].

На современном этапе вузы ускоренными темпами уходят от

адаптивной модели образования, которая закладывала знания, уме-

ния, навыки, помогающие выпускнику «вписаться» в существующий

профессиональный и социальный контекст. Высшая школа переходит

к иной модели профессионализма [9]. Ее суть — формирование спо-

собностей конструктивно решать встающие перед специалистом за-

дачи в соответствии со своими ценностными ориентациями. Важно,

что, когда осуществляется преобразование всей системы вузовской

подготовки, в том числе и на аэрокосмическом факультете, базовое

предприятие не стоит в стороне. Оно привносит в университетский

тип обучения такие формы и методы, которые способствуют успеш-

ному переходу от принципа адаптивности к принципу компетентно-

сти [10].

Предприятие видит свою задачу в обновлении инженерных кад-

ров, понимает, что быстро решить эту проблему нельзя, поэтому все

активнее участвует в профориентационной работе среди школьников.

Профориентация на современном этапе — очень непростое дело,

требующее креативного похода, мгновенного реагирования на изме-

нения ситуации и привлечения высокообразованных и заинтересо-

ванных сотрудников, умеющих кооперироваться с вузовскими пре-

подавателями. Идет поиск современных форм работы с абитуриен-

тами. Вместе они уходят от «агитации и пропаганды», активнее

взаимодействуют с учащимися и их родителями. Уже есть понима-

ние, что заинтересовать школьника надо в 5–6-м классах, закрепить

этот интерес в 8–9-м классах, тогда к выпускным экзаменам он будет

знать, хочет ли он стать инженером и учиться на АКФ.

Понимая определенные трудности, существующие в МГТУ, НПО

машиностроения предоставляет места для проживания иногородним

студентам в собственном гостиничном комплексе, причем взимает с

них минимальную плату, компенсируя оставшиеся затраты. НПО

старается увеличить число тех, кто, будучи периферийным по месту

проживания, вполне является столичным жителем по своим способ-

ностям. Ведь мы помним, что основатель «ВПК «НПО машинострое-

ния» Владимир Николаевич Челомей не был москвичом. Руководство

предприятия осознает, что, помогая вузу, оно на самом деле вклады-

вает средства в свое будущее [11].

АКФ стремится привлечь к активному взаимодействию со сту-

дентами своих недавних выпускников. Они наряду с преподавателя-