1
УДК 378:001 (091)
Развитие отечественного инженерного образования
(к 30-летию аэрокосмического факультета
МГТУ им. Н.Э. Баумана)
© О.М. Щербакова, Ю.С. Пахомов
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
В статье анализируется опыт сотрудничества аэрокосмического факультета
МГТУ им. Н.Э. Баумана и АО «ВПК «НПО машиностроения», их вклад в развитие
технического образования. С позиций научного подхода показано взаимодействие
преподавателей университета и сотрудников предприятия по созданию подлинно
научной среды в процессе подготовки профессионалов. Рассматривается вклад
обеих сторон в социализацию студенчества. Представлены пути достижения
результата образования — формирование социальных и личностных компетенций
инженера. Выявлены возможности совершенствования совместной работы на
современном этапе развития науки и техники .
Ключевые слова:
высшее образование, аэрокосмический факультет, производ-
ственная практика, общекультурные и профессиональные компетенции, социали-
зация, инженерная подготовка.
Российское техническое образование мощно, ярко и неожиданно за-
явило о себе в 1876 г. на Филадельфийской всемирной выставке в
США. «Русский метод подготовки инженеров», суть которого состояла
в тесной связи науки и практики, был представлен Императорским
Московским техническим училищем и заслужил высокую оценку зару-
бежных коллег. За долгие годы своей работы (в 2015 г. вузу исполни-
лось 185 лет) университет никогда не останавливался на достигнутом,
постоянно совершенствовал учебный процесс, стараясь отвечать зада-
чам и требованиям времени. «Русский метод» проявлялся в различные
периоды по-разному. Но сохранялся главный посыл: связь теории и
практики.
В ответ на вызовы времени в 1980-е гг. на пяти флагманах совет-
ского производства было создано пять новых факультетов МВТУ
им. Н.Э. Баумана: аэрокосмический, приборостроительный, радиотех-
нический, «Ракетно-космическая техника», «Оптико-электронное при-
боростроение». Здесь осуществлялась система подготовки инженерных
кадров, основанная на принципах интеграции учебного процесса, науки
и производства [1]. И сегодня главный принцип сохраняется. Система
подготовки специалистов и бакалавров основана на долговременной
программно-целевой задаче развития предприятия, на котором базиру-
ется тот или иной факультет. То, что накоплено в предыдущие годы,