Развитие отечественного инженерного образования
…
3
вуза и одного из ведущих предприятий отрасли складываются, тогда
создаются благоприятные условия для саморазвития молодежи, для
запуска процесса освоения ими социального опыта, преобразования
его в собственные ценности и ориентации [5].
Преподаватель вуза — это главный носитель профессиональной
культуры [6]. С этой точки зрения профессорско-преподавательский
состав аэрокосмического факультета сформирован так, чтобы, с одной
стороны, приобщать студентов к университетской корпорации, а с дру-
гой — к корпорации предприятия. И здесь нет противоречия. Занятия
ведут как университетские преподаватели, так и сотрудники предприя-
тия, имеющие ученую степень. Все они год за годом приобщают сту-
дентов к научной работе, к пониманию того, что такое научная школа.
Наряду с академическими занятиями с 1-го курса в университете
начинается научно-производственная практика. Особенностью АКФ
является распределение практики на весь период обучения: с 1-го по
6-й курс, у бакалавров — по 4-й курс. Распределение часов на произ-
водственную практику по специальностям и направлениям подготов-
ки в МГТУ — явление обязательное. На всех факультетах, в том чис-
ле и на АКФ, есть такие часы. Но на аэрокосмическом их используют
не так, как на других факультетах.
У специалистов таких часов за весь период обучения — 432. И в
основном бауманцы ходят на практику летом, на 3–5-м курсах. На
АКФ принципиально другая ситуация. Факультет был задуман как
инструмент реализации реального объединения теории и практики,
поэтому 432 ч распределены на весь период обучения. Идея непре-
рывной научно-производственной практики — основополагающая
на аэрокосмическом факультете, она позволяет на современном этапе
наполнять новым содержанием «русский метод подготовки инженер-
ных кадров». Так, первокурсники, второкурсники и третьекурсники
(в 5-м семестре) имеют 51 ч ННПП, причем 2 ч — аудиторной и
1 ч — самостоятельной работы. Эти студенческие годы становятся
своего рода пропедевтикой будущей инженерной работы. Уже на
младших курсах, гораздо быстрее, чем многие их ровесники, студен-
ты аэрокосмического факультета знакомятся со стендовой базой
предприятия, испытательными установками, начинают приближаться
к пониманию того, что происходит с изделиями при их эксплуатации.
На третьем курсе повзрослевшие юноши и девушки начинают
стажироваться в том отделе, который готов их принять в свой кол-
лектив в качестве учеников. Это весьма непростой период. Профес-
сорско-преподавательский состав знает о кризисе 3-го курса, о тех
сомнениях и той неуверенности, которые одолевают взрослеющего
человека. Но если взрослые сумеют вовремя направить все эти психо-
логические особенности в творческое русло, то из темноты сомнений