Background Image
Previous Page  3 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 10 Next Page
Page Background

Развитие отечественного инженерного образования

3

вуза и одного из ведущих предприятий отрасли складываются, тогда

создаются благоприятные условия для саморазвития молодежи, для

запуска процесса освоения ими социального опыта, преобразования

его в собственные ценности и ориентации [5].

Преподаватель вуза — это главный носитель профессиональной

культуры [6]. С этой точки зрения профессорско-преподавательский

состав аэрокосмического факультета сформирован так, чтобы, с одной

стороны, приобщать студентов к университетской корпорации, а с дру-

гой — к корпорации предприятия. И здесь нет противоречия. Занятия

ведут как университетские преподаватели, так и сотрудники предприя-

тия, имеющие ученую степень. Все они год за годом приобщают сту-

дентов к научной работе, к пониманию того, что такое научная школа.

Наряду с академическими занятиями с 1-го курса в университете

начинается научно-производственная практика. Особенностью АКФ

является распределение практики на весь период обучения: с 1-го по

6-й курс, у бакалавров — по 4-й курс. Распределение часов на произ-

водственную практику по специальностям и направлениям подготов-

ки в МГТУ — явление обязательное. На всех факультетах, в том чис-

ле и на АКФ, есть такие часы. Но на аэрокосмическом их используют

не так, как на других факультетах.

У специалистов таких часов за весь период обучения — 432. И в

основном бауманцы ходят на практику летом, на 3–5-м курсах. На

АКФ принципиально другая ситуация. Факультет был задуман как

инструмент реализации реального объединения теории и практики,

поэтому 432 ч распределены на весь период обучения. Идея непре-

рывной научно-производственной практики — основополагающая

на аэрокосмическом факультете, она позволяет на современном этапе

наполнять новым содержанием «русский метод подготовки инженер-

ных кадров». Так, первокурсники, второкурсники и третьекурсники

(в 5-м семестре) имеют 51 ч ННПП, причем 2 ч — аудиторной и

1 ч — самостоятельной работы. Эти студенческие годы становятся

своего рода пропедевтикой будущей инженерной работы. Уже на

младших курсах, гораздо быстрее, чем многие их ровесники, студен-

ты аэрокосмического факультета знакомятся со стендовой базой

предприятия, испытательными установками, начинают приближаться

к пониманию того, что происходит с изделиями при их эксплуатации.

На третьем курсе повзрослевшие юноши и девушки начинают

стажироваться в том отделе, который готов их принять в свой кол-

лектив в качестве учеников. Это весьма непростой период. Профес-

сорско-преподавательский состав знает о кризисе 3-го курса, о тех

сомнениях и той неуверенности, которые одолевают взрослеющего

человека. Но если взрослые сумеют вовремя направить все эти психо-

логические особенности в творческое русло, то из темноты сомнений