О.М. Щербакова, Ю.С. Пахомов
2
весьма интересно с исторической и научно-педагогической точки
зрения. Вот почему необходимо не только ретроспективно изучать
этот опыт, но и активно применять и адаптировать его на современ-
ном этапе.
Аэрокосмический факультет (АКФ) МГТУ им. Н.Э. Баумана по-
явился в 1985 г. Его инициатором был генеральный конструктор НПО
машиностроения (г. Реутов) Владимир Николаевич Челомей. Академик
долгие годы преподавал в МВТУ и не раз озвучивал свою принципи-
альную позицию по вопросу становления инженера: связь вуза и произ-
водства должна быть максимальной [2]. Замысел осуществили его по-
следователи: Г.А. Ефремов, генеральный конструктор НПО машино-
строения в 1984–2007 гг., и Р.П. Симоньянц — декан и организатор
АКФ. Именно декану удалось убедить руководство всех уровней в
необходимости внедрения в учебный процесс непрерывной научно-
производственной практики (ННПП).
ННПП — тот самый «вечный двигатель», благодаря которому фа-
культет не только воспринимает, но и инициирует образовательные но-
вации, так как в их основе лежит подлинная научно-техническая дея-
тельность.
Аэрокосмический факультет тесно связан с НПО. Можно смело
утверждать, что на современном этапе они не только взаимодейству-
ют, но и составляют единую научно-образовательную среду.
Профессиональная подготовка на аэрокосмическом факультете
предполагает, что студент с первого курса приобщается к корпора-
тивной культуре НПО машиностроения.
Одна из ее составляющих — верность традициям, уважение к ве-
теранам, к тому, что было сделано усилиями нескольких поколений
предшественников. Коллектив НПО бережно хранит все, что связано с
основателем предприятия. На предприятии существует музей-кабинет
Владимира Николаевича Челомея [3]. Знакомство со славной истори-
ей НПО начинается отсюда. При посещении музея закладывается пер-
вое зерно размышлений о технике, которой еще нет, но которая обяза-
тельно появится, ибо невозможно остановить технический прогресс.
На первокурсников также огромное впечатление производит
экспозиция моделей и натурных образцов изделий, систем и ком-
плексов, которые наглядно подтверждают успехи нашей страны в во-
енно-научных разработках в середине 1940–1980-х гг. Студенты
начинают отчетливо понимать, что прошлое имеет продолжение в
настоящем, что НПО не останавливается, продолжает развиваться.
Они осознают, в чем смысл того дела, которому они собираются по-
святить долгие годы своей жизни.
Социализации, которая в период студенчества наиболее активна
[4], университет уделяет большое внимание. И когда возможности