О.М. Щербакова, Ю.С. Пахомов
4
студент выберется на путь научных и профессиональных поисков и по-
рой — первых верных технических решений. Здесь весьма важно объ-
единить усилия университетских преподавателей и сотрудников НПО.
В большинстве своем именно третьекурсники начинают осознан-
но осваивать инженерное дело, проявляют интерес к научным разра-
боткам, готовы проводить первые эксперименты и получать первые
научные результаты. Тогда же составляется план стажировки, кото-
рая проходит под руководством сотрудника НПО машиностроения.
Студенту предлагают приступить к решению посильной професси-
ональной задачи. План, как правило, предусматривает анализ ин-
формации, изучение конструкторской документации и метода моде-
лирования рабочих процессов, разработку предложений по усовер-
шенствованию изученной системы, их анализ, участие в
изготовлении макетов и программ испытаний, в проведении испыта-
ний и выпуске научно-технического отчета по результатам исследо-
вания. Наконец, план предусматривает подготовку научной статьи и
участие в научной студенческой конференции.
В университете каждый факультет, вовлекая студентов в науч-
ный процесс, проводит научные студенческие конференции. На АКФ
они имеют свою специфику, так как тема доклада носит вполне про-
фессиональный характер и всегда связана с теми изысканиями, кото-
рые действительно идут на НПО. Уровень лучших сообщений
настолько высок, что старшекурсник получает право выступить на
серьезном научном форуме, опубликоваться в рецензируемом жур-
нале, что является демонстрацией не только его личного успеха, но и
успеха той научной школы, к которой он теперь принадлежит. По
мере взросления студент глубже понимает задачи, которые решает
коллектив, чьей частью он стал. Как правило, на 3-м курсе студент
приступает к проектной деятельности, которая находит свое завер-
шение в день защиты дипломной работы, поэтому план стажировки
обязательно составляется с учетом выполнения курсовых и диплом-
ных работ.
На 4-м курсе в 7-м и 8-м семестрах на практику отведено по
51 ч (2 аудиторных и 1 самостоятельный час в неделю). На 5-м курсе
(9-й и 10-й семестры) — по 68 ч (2 аудиторных и 2 самостоятельных
часа в неделю). На 6-м курсе (11-й семестр) — 85 ч (2 аудиторных
и 3 самостоятельных).
Разумеется, по ННПП выставляется оценка. В 1-м семестре сту-
дент получает зачет/незачет. Начиная со 2-го семестра зачет стано-
вится дифференцированным. Комиссия, в которую входят препода-
ватели ННПП и руководители отделов, где стажируются студенты,
учитывают усвоение ими лекционного материала, прохождение
практики, а также и конкретный вклад в работу отдела [7].