Влияние Интернета на современное общество
3
тор риска натолкнуться на мошенника или мошенничество в процес-
се обмена личностной информацией типа паспортных данных или
сведений о здоровье, путешествиях и т. д. «Остапы Бендеры», не-
смотря на все их литературное обаяние, в жизни не столь привлека-
тельны. Брачный аферист, квартирный вор или обычный вымогатель
денежных средств — это далеко не полный список возможных вари-
антов обмана через Интернет.
Третье — это предоставление товаров и услуг через Интернет, на
данный момент популярная среди людей со средним достатком и
набирающая обороты услуга. Чисто психологически взрослый чело-
век оказывается встроен в некую игру ожидания сюрприза: вначале
вещь или продукт заказывается по картинке, потом наступает период
ее ожидания и, наконец, эффект волшебной палочки — товар на ру-
ках у заказчика. В результате либо восторг, удовлетворение правиль-
ным выбором, либо (что бывает гораздо чаще!) разочарование и же-
лание исправить допущенную ошибку. Налицо как позитивный мо-
мент возможного психологического комфорта (экономия времени,
использование распространенных в Интернете скидок цен на товар,
удовлетворение от правильного выбора, получение дефицитного то-
вара и т. д.), так и утрата «моральных каникул» из-за разочарования в
качестве товара, его несоответствия рекламе и цене и т. д. Помимо
сложностей психического восприятия в этом случае также не исклю-
чается мошенничество с ценой, качеством товара при почти полной
незащищенности прав потребителя.
Четвертое — это различные варианты ведения бизнеса в интернет-
сети: с одной стороны, это возможность организации своих сайтов,
профессиональных блогов, с другой — электронные услуги по созда-
нию сайтов, написанию книг, продвижению бизнес-сайтов, продви-
жению корпораций, продаже недвижимости и т. д. Сегодня многие
интернет-возможности оцениваются в тех денежных средствах, кото-
рые были вложены в сайт, а это большое количество вложений, часто
их целесообразность вообще может быть под вопросом. Поисковые
системы Google и Яндекс конкурируют между собой, их успех у
пользователя в значительной степени зависит от количества вклады-
ваемых в их «раскрутку» все тех же денежных средств, причем пре-
имущество проявляется то на одной, то на другой стороне.
Пятое — это безусловный удар по разным видам безработицы:
объявления работодателей на данный момент давно уже перешагнули
за рамки государственных границ, а реклама результатов собственно-
го творчества — это интернетовский эксклюзив, твердо вошедший в
обиход интернет-пользователей. Однако такая ниша услуг считается
конкурентной, и для того, чтобы иметь в ней успех, нужно не толь-
ко обладать огромным желанием, профессиональными качествами, а