И.П. Кавинова, Е.Ю. Кобзева
10
процессе; вкладывание денежных средств в игровой процесс или на
оборудование для игр. Кроме отражения игромании на психике че-
ловека существует и ряд признаков соматического ряда: сухость глаз;
бледность кожных покровов, анемия; боли в спине, искривление по-
звоночника; головные боли; бессонница; истощение, голодание (в
тяжелых случаях — обезвоживание); ускорение обмена веществ;
учащение сердцебиения и пульса.
Существует большое количество разнообразных компьютерных
игр, которые по-своему интересны игроманам, но самыми опасными
для психики являются сетевые игры. Человек поначалу просто отож-
дествляет себя с героем, далее происходит полное растворение в вир-
туальном мире и уход от реальности. Люди живут в киберпростран-
стве: влюбляются, дружат, ссорятся, причем, как отмечают совре-
менные психологи, эмоциональная окраска взаимоотношений в сети
намного ярче, чем в реальной жизни. В психологии игровой зависи-
мости выделяют следующие аспекты: потеря чувства времени; по-
стоянное ощущение новизны; искаженное восприятие своего Я;
ощущение виртуального могущества, асоциальность игрока. Описа-
ны случаи, когда зависимые от компьютерных игр люди играли по
несколько дней подряд, без сна и отдыха. «Геймеры» могут играть в
одну и ту же игру десятки лет, так как игры постоянно обновляются
(изменение графики, сюжетов). При глубокой погруженности в игру
виртуальное существование героя может стать для компьютерного
пользователя доминирующим, например, некоторые современные
игроманы даже меняли имя в паспорте на игровой никнейм (псевдо-
ним), изменяли внешность, чтобы быть похожими на своего компью-
терного кумира. При игровой зависимости происходит такое иска-
жение сознания, при котором реальный мир вообще воспринимается
с трудом, вместе с этим рассеивается внимание, искажается память,
возникает тенденция к асоциальности — боязнь открытых про-
странств, большого скопления людей, нежелание общаться с род-
ственниками, даже элементарные гигиенические процедуры могут
стать невыполнимыми. Если для обычной деятельности необходимы
мотивация и волевые усилия, то в случае с погружением в мир вир-
туальный воля пользователя может быть полностью парализована
(«стеклянный взгляд в никуда»).
Конечно, все описанное выше поведение — это уже не просто за-
висимость от Интернета и компьютера как его проводника, это зави-
симость, перешедшая в болезнь. Психологи сегодня выделяют мини-
мум четыре стадии формирования игровой компьютерной аддикции:
легкая заинтересованность, увлеченность, аддикция, полное раство-
рение в игровом процессе [5].