И.П. Кавинова, Е.Ю. Кобзева
2
Считается, что средний возраст пользователей Интернета не пре-
вышает 45 лет, почти античное акмэ (40–44 года — возраст «расцве-
та», акмэ всех личностных возможностей человека в античной Элла-
де). По данным опросов «Левада-центра», на март 2014 г. распреде-
ление пользователей Интернета в России по возрастным группам
таково:
18–24 года — 96 %;
25–39 лет — 93 %;
40–54 года — 69 %;
55 лет и старше — 27 %.
Интернет сегодня — это время, свернутое до мгновения переда-
чи информации, и если железные дороги когда-то поражали «маги-
ей» времени (поезд бежит с «безумной» скоростью, а пассажир в ку-
пе чай попивает, и все время движения принадлежит ему, а не поезду,
совершающему работу), то сейчас «всемирная паутина» в мгновение
ока предоставляет информацию о любом предмете, она работает по-
чти вровень с голосовым общением, и в этом смысле не менее притя-
гательна и удивительна для обывателя за компьютером, чем когда-то
поезд для неискушенного пассажира. Во многих современных иссле-
дованиях по вопросу о влиянии Интернета на общество, личность,
психику человека выделяются как позитивные, так и негативные сто-
роны этих отношений. Можно попытаться коротко проанализировать
«две стороны одной медали» существования Интернета в современ-
ном обществе.
Первое, на чем заостряется, как правило, внимание — это на
важности хранения и ретрансляции информации при помощи Ин-
тернета, постоянно совершенствующего свои возможности в этой
сфере. Сбор, хранение, доступность и передача информации в сети
Интернета действительно неоспоримо позитивный фактор. Однако
другая «сторона медали» этого, на первый взгляд, позитивного фак-
тора — сохранение любой информации, даже той, которая находится
по «ту сторону добра и зла», либо вообще является воплощением зла,
как, например, ролики с показом насилия, беззаконного секса и т. д.
Недавние страшные события, связанные с гибелью людей в реальном
времени, на экранах компьютеров — яркое тому подтверждение.
Второе — это предельное расширение возможностей общения со
знакомыми и незнакомыми людьми, создание интернет-сообществ
типа «Одноклассники» и других. Этот вполне позитивный фактор
таит в себе серьезные проблемы. Прежде всего, эффект создания ил-
люзий по поводу своих интернет-знакомых, своеобразную личност-
ную мифологию, в которой мифы могут сохранять свои позиции до
первого очного знакомства, как это было описано Л.Н. Толстым еще
в XIX в. Кроме психологического фактора, присутствует также фак-