И.П. Кавинова, Е.Ю. Кобзева
14
шее фото насекомого или на лучший рассказ о велопутешествии, что
как раз является формой проявления игровой свободы, не сковывая
личность ничем, кроме внутренней цензуры; столь же интересны в
плане раскрытия творческих потенций человека Живой журнал
(ЖЖ), Facebook...
Данные примеры взяты из нашей собственной практики пользо-
вателей Интернета, и можно привести еще множество подобных ва-
риантов преимущественно позитивного (лишь с некоторыми оговор-
ками) влияния «всемирной паутины» на настроение человека и рас-
крытие его разнообразных возможностей. Например, автор недавно
опубликованной статьи «Влияние информационных технологий на
деятельность cовременного общества» резонно отмечает, что Интер-
нет сегодня — это замена реальному общению в самых разнообраз-
ных контекстах: от айфона до спонтанно формирующихся интеренет-
сообществ [9]. Все приведенные примеры ярко демонстрируют игро-
вую природу Интернета.
Следует также обратить особое внимание на появление таких
неологизмов, как, например, «сетевая репутация», или «е-репутация»,
возникших благодаря качественным изменениям, произошедшим в
обществе под влиянием Интернета. Ярким примером того, какой
ущерб может нанести репутации компании неадекватная сетевая стра-
тегия, служит нашумевшее во Франции дело Жерома Кервье-
ля: 24 января 2008 г. крупнейшая банковская компания Société Générale
объявила о потере 4,82 млрд евро из-за мошенничества одного из своих
трейдеров; в тот же день Financial Times обнародовала его имя; масшта-
бы аферы, возбудив любопытство пользователей, привели к настоящей
«охоте на цифрового человека», однако совершенно в ином ключе,
нежели предполагали его работодатели. На странице Жерома Кервьеля
в Facebook и в LinkedIn появились тысячи запросов о «дружбе»; в сети
возникли многочисленные группы поддержки, сайты и блоги в защиту
Кервьеля, представлявшие его современным Робин Гудом. За пять дней
трейдер-мошенник превратился в супергероя Интернета. Еще в июне
2010 г. поисковый запрос в Google с его именем выдавал более чет-
верти миллиона ссылок, причем примерно половина из них — на ма-
териалы от 24–29 января. Данный пример взят из статьи Ирины
Стаф «Как и зачем управлять сетевой репутацией», в конце приве-
денной истории она подытоживает: «…общество внезапно открыло
для себя феномен “цифровой идентичности”; Société Générale, не
предугадавшая влияния Интернета на имидж своего бывшего служа-
щего, тем более оказалась не готовой к появлению множества блогов
и форумов своих противников; руководству банка пришлось публич-
но признать, что его действия по пресечению сетевого кризиса были
явно недостаточными» [10]. Тот же автор отмечает, что с появлением
интернет-технологий американская
модель сообществ
определяет