Background Image
Previous Page  13 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 13 / 17 Next Page
Page Background

Влияние Интернета на современное общество

13

Представив столь безрадостную картину влияния интернет-куль-

туры на современное общество, не хотелось бы рассматривать про-

блему однобоко. Интерсубъективный характер Интернета сегодня воз-

вращает нас к истокам культуры, а именно к заложенному в любой

культуре символизму и более широко — мифологизму нашего миро-

восприятия. В таком контексте

игра — это собственно весь Интер-

нет

— великий имитатор и «несерьезный» провокатор исследований

и знакомств. Интернет — это, прежде всего, текст, и в начале статьи

мы уже говорили о специфике восприятия письма как особой формы

общения (интерсубъективности) в человеческой культуре. Мифоло-

гизм сознания во всех древних цивилизациях всегда связан с воспри-

ятием

мира как одного большого текста

, я писала об этом в статье

«Картина мира: философский анализ проблемы» [8]. В Интернете

давно сформировалась своя лексика («юзер», «геймер», «зафрендить»

и т. д.), на которой в статье специально не заостряется внимание; ин-

тернетовские неологизмы еще ждут своих исследователей по «фор-

муле» лингвиста Л. Витгенштейна: «язык — дом бытия». Общение

через текст в Интернете имеет массу не только негативных (варианты

мошенничества, неоправданные иллюзии по поводу собеседника и

т. д.), но и позитивных тенденций: возможность быстро передать

друг другу важную информацию, послать поздравление, рассказать о

событиях on line, беседуя «текст на текст» не беспокоиться о своем

внешнем виде и не тратить время на отвлекающие от разговора ма-

нипуляции, сосредоточившись на раскрытии главного смысла бесе-

ды, и т. д. По логике Хейзинге,

речь имеет игровой характер

, следо-

вательно, письменное выражение речи также не чуждо игре, т. е. сво-

бодному волеизъявлению личности, и несет в себе все особенности

диалогизма, а, следовательно, не может быть исключительно асоци-

ально. Напротив, Интернет в каком-то смысле — это

заново скон-

струированное общество

(от слова

«общение»

)

как некая калька с

реальных взаимоотношений людей.

Пусть в этих отношениях суще-

ствует своя мифология, свой символизм, свои иллюзии, все равно

это, как нам представляется,

еще одна новая форма игры и социаль-

ности.

Например, как легко в современном Интернете прославиться:

то это сердитый кот, морда которого напоминает брезгливо смотря-

щего на мир человека (тысячи просмотров), то «поющая бабушка»,

поклонница Шарля Азнавура (миллион просмотров), то чучело лисы,

встроенное во множество интернетовских контекстов на забаву всех

интернет-пользователей (тысячи просмотров) и т. д. Так же легко в

Интернете запустить ложную информацию, «утку» (опасная тенден-

ция, когда это касается здоровья или большой политики). Легко ма-

нипулировать образами, создавая, например, коллажи из фото своего

кота за чаем с какой-нибудь кустодиевской купчихой. В Интернете

можно принять участие в оригинальном конкурсе, например, на луч-