Влияние Интернета на современное общество
13
Представив столь безрадостную картину влияния интернет-куль-
туры на современное общество, не хотелось бы рассматривать про-
блему однобоко. Интерсубъективный характер Интернета сегодня воз-
вращает нас к истокам культуры, а именно к заложенному в любой
культуре символизму и более широко — мифологизму нашего миро-
восприятия. В таком контексте
игра — это собственно весь Интер-
нет
— великий имитатор и «несерьезный» провокатор исследований
и знакомств. Интернет — это, прежде всего, текст, и в начале статьи
мы уже говорили о специфике восприятия письма как особой формы
общения (интерсубъективности) в человеческой культуре. Мифоло-
гизм сознания во всех древних цивилизациях всегда связан с воспри-
ятием
мира как одного большого текста
, я писала об этом в статье
«Картина мира: философский анализ проблемы» [8]. В Интернете
давно сформировалась своя лексика («юзер», «геймер», «зафрендить»
и т. д.), на которой в статье специально не заостряется внимание; ин-
тернетовские неологизмы еще ждут своих исследователей по «фор-
муле» лингвиста Л. Витгенштейна: «язык — дом бытия». Общение
через текст в Интернете имеет массу не только негативных (варианты
мошенничества, неоправданные иллюзии по поводу собеседника и
т. д.), но и позитивных тенденций: возможность быстро передать
друг другу важную информацию, послать поздравление, рассказать о
событиях on line, беседуя «текст на текст» не беспокоиться о своем
внешнем виде и не тратить время на отвлекающие от разговора ма-
нипуляции, сосредоточившись на раскрытии главного смысла бесе-
ды, и т. д. По логике Хейзинге,
речь имеет игровой характер
, следо-
вательно, письменное выражение речи также не чуждо игре, т. е. сво-
бодному волеизъявлению личности, и несет в себе все особенности
диалогизма, а, следовательно, не может быть исключительно асоци-
ально. Напротив, Интернет в каком-то смысле — это
заново скон-
струированное общество
(от слова
«общение»
)
как некая калька с
реальных взаимоотношений людей.
Пусть в этих отношениях суще-
ствует своя мифология, свой символизм, свои иллюзии, все равно
это, как нам представляется,
еще одна новая форма игры и социаль-
ности.
Например, как легко в современном Интернете прославиться:
то это сердитый кот, морда которого напоминает брезгливо смотря-
щего на мир человека (тысячи просмотров), то «поющая бабушка»,
поклонница Шарля Азнавура (миллион просмотров), то чучело лисы,
встроенное во множество интернетовских контекстов на забаву всех
интернет-пользователей (тысячи просмотров) и т. д. Так же легко в
Интернете запустить ложную информацию, «утку» (опасная тенден-
ция, когда это касается здоровья или большой политики). Легко ма-
нипулировать образами, создавая, например, коллажи из фото своего
кота за чаем с какой-нибудь кустодиевской купчихой. В Интернете
можно принять участие в оригинальном конкурсе, например, на луч-