Мультипликативный эффект как метод оценки эффективности…
5
свойство мультипликативных эффектов, хотя их социально-экономи-
ческие проявления требуют особого анализа и учета отечественной,
советской специфики таких процессов, как инвестирование и бюд-
жетное финансирование.
Факт того, что для деятельности космиче-
ской сферы потребовались
«практически неограниченные инвести-
ции
в силу наличия тысяч объектов для их размещения», является
свершившимся. Но его внешняя форма не охватывает все аспекты
несоразмерного содержания геометрической прогрессии затрат и
их связи с результатами
,
выражаемыми мультипликативными эф-
фектами
.
Мультипликатор затрат (англ.
expenditure multiplier
) — это рас-
пределительный поток экономических ресурсов, эффект которого
измеряется изменившимися приростными величинами нового
соот-
ношения результата
, полученного вследствие обеспечивших его
до-
полнительных затрат
. Мультипликативный эффект — эффект изме-
нения результата в степени большей, чем вызвавшие его ресурсные
затраты. Проявление множительных мультипликативных эффектов
имеет свои ограничения и способно иллюстрировать не только ре-
альные количественные показатели возрастающего приращения, но и
убывающие показатели возрастающего сжатия результатов при сни-
жении затрат или при изъятии ресурсов. Кроме того, ресурсный рас-
пределительный процесс объективно предполагает количественно
измеряемую конкретизацию
цели
, определение ее
содержания
как
итогового результата, подлежащего достижению вследствие приме-
нения данного объема ресурсных затрат или их приростных величин.
Оценка умножения мультипликативных эффектов как достигнутых
целей от приращения инвестированных ресурсов измеряется в зави-
симости от коэффициента как позитивного умножения, так и умно-
женного сжатия результата. Эффект мультипликативного умноже-
ния может выражаться и в негативных последствиях затрат как про-
цесса расходования экономических ресурсов. В частности, подобный
эффект представляет собой «умноженное сжатие», которое выступа-
ет следствием
изъятия ресурсов
из той или иной сферы для перерас-
пределения их в другие, альтернативные сферы.
Мультипликативный эффект теоретически исследован в западной
литературе в качестве конкретики изменений экономических резуль-
татов стимулирующих мер в сфере потребления и инвестирования,
осуществляемых с целью приращения
доходов
от
автономных затрат
.
Как правило, автономные инвестиции — это индивидуальные хозяй-
ственно-экономические решения, принимаемые владельцами доходов в
зависимости от многих факторов, меняющейся ситуации и ожиданий на
предстоящую деловую перспективу. Результат инвестирования может
быть «гадательным» и определяется ожиданиями благоприятных или