С.Н. Вишневская, Е.Н. Жукова
6
На наш взгляд, Мальцов и не ставил такую задачу — кормиться
рабочему за счет приусадебного участка — это был дополнительный
вид деятельности, позволявший рабочему жить лучше.
Топливо выдавалось тоже бесплатно или по минимальной цене.
Чернорабочие располагались в специально построенных для них
казармах возле своих заводов.
С.С. Дозорцев поясняет, откуда берутся «мастеровые» в промыш-
ленном округе Мальцова. Это бывшие крепостные. К моменту отмены
крепостного права Мальцову принадлежало 16 398 ревизских душ, из
которых мастеровыми стали 8 325 (3) человека [14, с. 113]. Слесаря же,
«как народ толковый и умный, держатся совершенно отлично от других
рабочих ... Семьи их зажиточные, потому что мастеровой может здесь
заработать от 26 до 48 рублей в месяц» [9]. Для сравнения — данные о
заработках рабочих на горных заводах Урала. В Вятской губернии в
1867 году чернорабочий получал в день 20–25 коп. и лишь пудлинговый
и сварочный мастер высочайшей квалификации — 60 руб. ежемесячно.
Старший мастер в Воткинском казенном округе получал в 1862 году
15–20 руб., кочегары при котлах в 1863–1864 гг. — 10 руб., в 1865 —
12 руб. Следует заметить, что все служащие «на местах» тоже были из-
местных крестьян. А средний технический состав и управляющие —
крестьяне, закончившие заводские школы или механические училища.
Отмена крепостного права на мальцовских рабочих никак не ска-
залась. Крестьяне-мастеровые все равно постоянно заявляли с гордо-
стью, что они «мальцовские». Узнать «мальцовских» работников
можно было по особенной одежде. В начале 90-х годов XIX в.
А.П. Субботин по поручению Вольного экономического общества,
изучая состояние дел в Мальцовском районе, писал: «Одежда прежде
выдавалась из магазинов, и все одеты были чисто; все носили особый
казакин одного образца, начиная от самого генерала Мальцова и кон-
чая простым рабочим. Все носили хорошие сапоги, имели запасную
теплую одежду, почти все были при часах...». Другие путешествен-
ники замечали, что мастеровые одеваются, как мещане в уездных го-
родах; женщины и девушки — в ситцевых или шерстяных платьях, с
платком или косынкою на голове; мужчины — в суконных сюртуках
или просто в цветных рубахах, на головах у всех картузы.
О том, как выгодно отличаются по сравнению с соседями условия
жизни крестьян в Жиздринском уезде, писал И.С. Тургенев в «Запис-
ках охотника» [16]: «Кому случалось из Болховского уезда переби-
раться в Жиздринский, того, вероятно, поражала резкая разница между
породой людей в Орловской губернии и калужской породой. Орлов-
ский мужик невелик ростом, сутуловат, угрюм, глядит исподлобья,
живет в дрянных осиновых избенках, ходит на барщину, торговлей не
занимается, ест плохо, носит лапти; калужский оброчный мужик оби-
тает в просторных сосновых избах, высок ростом, глядит смело и ве-
село, лицом чист и бел, торгует маслом и дегтем и по праздникам хо-