Background Image
Previous Page  6 / 18 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 18 Next Page
Page Background

С.Н. Вишневская, Е.Н. Жукова

6

На наш взгляд, Мальцов и не ставил такую задачу — кормиться

рабочему за счет приусадебного участка — это был дополнительный

вид деятельности, позволявший рабочему жить лучше.

Топливо выдавалось тоже бесплатно или по минимальной цене.

Чернорабочие располагались в специально построенных для них

казармах возле своих заводов.

С.С. Дозорцев поясняет, откуда берутся «мастеровые» в промыш-

ленном округе Мальцова. Это бывшие крепостные. К моменту отмены

крепостного права Мальцову принадлежало 16 398 ревизских душ, из

которых мастеровыми стали 8 325 (3) человека [14, с. 113]. Слесаря же,

«как народ толковый и умный, держатся совершенно отлично от других

рабочих ... Семьи их зажиточные, потому что мастеровой может здесь

заработать от 26 до 48 рублей в месяц» [9]. Для сравнения — данные о

заработках рабочих на горных заводах Урала. В Вятской губернии в

1867 году чернорабочий получал в день 20–25 коп. и лишь пудлинговый

и сварочный мастер высочайшей квалификации — 60 руб. ежемесячно.

Старший мастер в Воткинском казенном округе получал в 1862 году

15–20 руб., кочегары при котлах в 1863–1864 гг. — 10 руб., в 1865 —

12 руб. Следует заметить, что все служащие «на местах» тоже были из-

местных крестьян. А средний технический состав и управляющие —

крестьяне, закончившие заводские школы или механические училища.

Отмена крепостного права на мальцовских рабочих никак не ска-

залась. Крестьяне-мастеровые все равно постоянно заявляли с гордо-

стью, что они «мальцовские». Узнать «мальцовских» работников

можно было по особенной одежде. В начале 90-х годов XIX в.

А.П. Субботин по поручению Вольного экономического общества,

изучая состояние дел в Мальцовском районе, писал: «Одежда прежде

выдавалась из магазинов, и все одеты были чисто; все носили особый

казакин одного образца, начиная от самого генерала Мальцова и кон-

чая простым рабочим. Все носили хорошие сапоги, имели запасную

теплую одежду, почти все были при часах...». Другие путешествен-

ники замечали, что мастеровые одеваются, как мещане в уездных го-

родах; женщины и девушки — в ситцевых или шерстяных платьях, с

платком или косынкою на голове; мужчины — в суконных сюртуках

или просто в цветных рубахах, на головах у всех картузы.

О том, как выгодно отличаются по сравнению с соседями условия

жизни крестьян в Жиздринском уезде, писал И.С. Тургенев в «Запис-

ках охотника» [16]: «Кому случалось из Болховского уезда переби-

раться в Жиздринский, того, вероятно, поражала резкая разница между

породой людей в Орловской губернии и калужской породой. Орлов-

ский мужик невелик ростом, сутуловат, угрюм, глядит исподлобья,

живет в дрянных осиновых избенках, ходит на барщину, торговлей не

занимается, ест плохо, носит лапти; калужский оброчный мужик оби-

тает в просторных сосновых избах, высок ростом, глядит смело и ве-

село, лицом чист и бел, торгует маслом и дегтем и по праздникам хо-