Background Image
Previous Page  4 / 18 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 18 Next Page
Page Background

С.Н. Вишневская, Е.Н. Жукова

4

ща), где при необходимости воду поднимали до 5 сажен (1 сажень —

2,13 м), чтобы обеспечить сплав леса, прохождение барж и парохо-

дов. Гидротехнические сооружения способствовали развитию посто-

янного судоходства по Болве от Сукремля до Брянска — на протяже-

нии до 100 верст.

Мальцов имел свои пароходы на всех водных путях. Но именно на

его заводах зародилось русское пароходное дело, был создан первый

корабельный винтовой двигатель, установленный на корвете «Воин».

Первые русские речные пароходы С.И. Мальцова появились на Днепре

и Десне, а в 1858 году — более мощные (три парохода американского

типа) длиной 230 футов и с двигателем мощностью в 300 л. с.

На предприятиях Мальцова создаются первые российские паро-

вые машины для Тульского оружейного завода и для Петербургского

завода «Арсенал».

В 1841 году на Людиновском заводе выпускаются паровые моло-

тилки, по качеству не хуже зарубежных, а также первые русские

рельсы. Первая железная дорога в России — Царскосельская — была

построена в 1838 году из заграничных рельсов. Для прокладки вто-

рой железной дороги — Николаевской — у государства не было де-

нег. Поэтому Николай I поддержал идею С.И. Мальцова выпускать

собственные рельсы.

Мальцовы стали одними из тех, кто начинал в России производ-

ство сахара из сахарной свеклы. В частности, А.И. Мальцов постро-

ил второй в России свеклосахарный завод в 1809 году — в селе Вер-

хи Брянского уезда. Первый подобный завод, имевший сравнительно

небольшую производительность, был построен в Тульской губернии

в 1802 году.

На мальцовской фабрике эмалированной и фаянсовой посуды в

селе Лесном на реке Болве впервые начинают выпускать эмалиро-

ванную и чугунную посуду.

Дятьковский хрусталь был известен не только в России, но и в

Румынии, Болгарии, Турции, Персии и др. [9, с. 732].

Для сбыта готовой продукции Мальцовым были учреждены тор-

говые дома со служащими в разных городах Российской империи:

Риге, Минске, Петербурге, Москве, Киеве, Чернигове, Херсоне,

Одессе, Екатеринославе, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде и др.

Успехи мальцовского производства заключались не только в

применении новейшего оборудования и технологий, но, главное, в

создании на практике социально-ориентированной экономики, кото-

рая впервые в мире была направлена на улучшение жизни трудового

народа.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, опи-

сывая условия жизни в мальцовском округе, обращает внимание на

то, что население знало, что о нем позаботятся и не дадут ему терпеть

никакой нужды [10, с. 321].