«Промышленная империя» С.И. Мальцова как объект культуры повседневности
3
тий [6, с. 19–21], на которых работало 13–15 тыс. человек, а всего
населения в округе было до 100 тыс. человек. С.И. Мальцов старался,
чтобы все изделия были из русских материалов и желательно не при-
возные. В промышленном округе была создана экономическая зона,
обеспечивающая себя всем необходимым. Извне закупали только не-
которые продукты, мануфактурные и «колониальные» товары. Кроме
механического, чугунного и стеклянного производств были созданы
новые вспомогательные: кирпичные, смолокуренные заводы, боль-
шая столярная мастерская, лесопилка, канатная и писчебумажная
фабрики, содовый, пивоваренный и винокуренный заводы [7, с. 3–
47]. Заводы Мальцова выделялись из всех других «своим превосход-
ным устройством с применением всех новейших изобретений и
улучшений того времени» [8, с. 509–510]: он часто бывал за грани-
цей, работал на европейских заводах, перенимая опыт.
В промышленном округе существовала уникальная развитая ин-
фраструктура, передовая для своего времени: связь (телеграф, теле-
фон), железные и шоссейные дороги, водные пути.
В 1871 году была открыта телеграфная линия в 276 верст — это
был первый частный телеграф России — и проведена телефонная ли-
ния протяженностью в 303 версты (верста — 1,067 км).
Кроме того, С.И. Мальцов лично спроектировал узкоколейную до-
рогу легкого типа с 8-фунтовыми (1 фунт — 0,45 кг) рельсами и вагон-
чиками с подъемной силой 500 пудов, локомотивом без тендера, с боко-
вой нагрузкой воды и дров, которая получила название «мальцовская».
Построенная в 1877 г., протяженностью в 203 версты, она связала все
предприятия и поселки промышленного района в единую сеть, а позд-
нее ее протяженность составила 290 верст. Преимущества железной до-
роги были очевидны: доставка сырья и полуфабрикатов с одного завода
на другой стала осуществляться быстрее и легче; грузопоток увеличил-
ся до 20 миллионов пудов (пуд — 16,38 кг) грузов в год, а количество
пассажиров достигло полумиллиона. Паровозы и вагоны были собраны
также по чертежам Мальцова. Подвижной состав включал в себя 26
паровозов, 461 товарных вагонов, 52 пассажирских вагона, 142 плат-
формы.
Должности обслуживающего персонала на железной дороге за-
нимали местные крестьяне, а на топку паровозов шел уголь исключи-
тельно из местных месторождений [15]. С.И. Мальцев рачительно
относился к своим запасам: для своих лесов он установил срок рубки
от 40 до 100 лет, в зависимости от ценности леса.
Было проложено шоссе длиною в 100 верст со станциями, регу-
лярным сообщением — почтовым и экипажами. Шоссе связало глав-
ные центры мальцовского округа: Песочню, Любохну, Людиново и
Дятьково.
На реке Болве и притоках Жиздры С.И. Мальцов построил круп-
ные гидротехнические сооружения (плотины, шлюзы, водохранили-