Background Image
Previous Page  3 / 18 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 18 Next Page
Page Background

«Промышленная империя» С.И. Мальцова как объект культуры повседневности

3

тий [6, с. 19–21], на которых работало 13–15 тыс. человек, а всего

населения в округе было до 100 тыс. человек. С.И. Мальцов старался,

чтобы все изделия были из русских материалов и желательно не при-

возные. В промышленном округе была создана экономическая зона,

обеспечивающая себя всем необходимым. Извне закупали только не-

которые продукты, мануфактурные и «колониальные» товары. Кроме

механического, чугунного и стеклянного производств были созданы

новые вспомогательные: кирпичные, смолокуренные заводы, боль-

шая столярная мастерская, лесопилка, канатная и писчебумажная

фабрики, содовый, пивоваренный и винокуренный заводы [7, с. 3–

47]. Заводы Мальцова выделялись из всех других «своим превосход-

ным устройством с применением всех новейших изобретений и

улучшений того времени» [8, с. 509–510]: он часто бывал за грани-

цей, работал на европейских заводах, перенимая опыт.

В промышленном округе существовала уникальная развитая ин-

фраструктура, передовая для своего времени: связь (телеграф, теле-

фон), железные и шоссейные дороги, водные пути.

В 1871 году была открыта телеграфная линия в 276 верст — это

был первый частный телеграф России — и проведена телефонная ли-

ния протяженностью в 303 версты (верста — 1,067 км).

Кроме того, С.И. Мальцов лично спроектировал узкоколейную до-

рогу легкого типа с 8-фунтовыми (1 фунт — 0,45 кг) рельсами и вагон-

чиками с подъемной силой 500 пудов, локомотивом без тендера, с боко-

вой нагрузкой воды и дров, которая получила название «мальцовская».

Построенная в 1877 г., протяженностью в 203 версты, она связала все

предприятия и поселки промышленного района в единую сеть, а позд-

нее ее протяженность составила 290 верст. Преимущества железной до-

роги были очевидны: доставка сырья и полуфабрикатов с одного завода

на другой стала осуществляться быстрее и легче; грузопоток увеличил-

ся до 20 миллионов пудов (пуд — 16,38 кг) грузов в год, а количество

пассажиров достигло полумиллиона. Паровозы и вагоны были собраны

также по чертежам Мальцова. Подвижной состав включал в себя 26

паровозов, 461 товарных вагонов, 52 пассажирских вагона, 142 плат-

формы.

Должности обслуживающего персонала на железной дороге за-

нимали местные крестьяне, а на топку паровозов шел уголь исключи-

тельно из местных месторождений [15]. С.И. Мальцев рачительно

относился к своим запасам: для своих лесов он установил срок рубки

от 40 до 100 лет, в зависимости от ценности леса.

Было проложено шоссе длиною в 100 верст со станциями, регу-

лярным сообщением — почтовым и экипажами. Шоссе связало глав-

ные центры мальцовского округа: Песочню, Любохну, Людиново и

Дятьково.

На реке Болве и притоках Жиздры С.И. Мальцов построил круп-

ные гидротехнические сооружения (плотины, шлюзы, водохранили-