Background Image
Previous Page  6 / 9 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 9 Next Page
Page Background

Н.Н. Двуличанская

6

на фасилитацию (облегчение, активизацию) процесса осмысленного

приобретения знаний и умений. Поэтому КСР (как и все виды взаимо-

действия преподавателя со студентами) целесообразно проводить в

условиях «субъект-субъектных» отношений, доброжелательности и

взаимного уважения.

Компетентностно ориентированное обучение предполагает, что

личность является субъектом деятельности, направленной на разви-

тие познавательной потребности, креативных свойств индивида, ак-

тивизацию мыслительной деятельности, т.е. компетенций

квалифи-

цированного специалиста [2, c. 98

101]. Этому способствует приме-

нение интерактивных методов обучения, предусматривающих как

активное взаимодействие студентов с преподавателем, так и между

собой. При интерактивном обучении практически все обучающиеся

оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная дея-

тельность студентов означает, что каждый вносит свой вклад, идет

обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Такое взаимодей-

ствие позволяет обучающимся не только получать новое знание, но

и развивать коммуникативные умения, толерантность. Практика пре-

подавания в техническом университете и обобщение опыта примене-

ния интерактивных методов обучения показывают, что наиболее эф-

фективными при изучении естественно-научных дисциплин, не яв-

ляющимися профильными, являются «мозговой штурм», дискуссии,

коллективный способ обучения, предусматривающий общение сту-

дентов в парах или малых группах [6].

Практика КСР в курсе «Химия».

Для студентов младших кур-

сов МГТУ им. Н.Э. Баумана аудиторные часы на проведение КСР

под руководством преподавателя внесены в новые учебные планы

дисциплин, в том числе химии. Содержание самостоятельной работы

студентов определяется образовательным стандартом и рабочими

программами дисциплины. Даже учитывая слабую школьную хими-

ческую подготовку студентов 1-го и 2-го курсов, не следует ликвида-

цию «пробелов» в знаниях рассматривать как единственную задачу

КСР (см. выше).

Анализ научно-педагогический литературы [4, 7] и опыт прове-

дения КСР на кафедре «Химия» МГТУ им. Н.Э. Баумана с 2011 г.

(рис.) позволяет сделать следующие выводы. При реализации мо-

дульно-рейтинговой системы обучения КСР способствует выполне-

нию напряженного графика учебного процесса. Серьезным мотива-

ционным стимулом активного участия студентов в КСР является

рейтинг.

Он вызывает у обучающихся мотивацию соревнования и

активизирует студентов к получению более высокой оценки по об-

щеобразовательной дисциплине, в том числе химии. Эффективности

аудиторной КСР способствует увеличение контактного времени сту-