Н.Н. Двуличанская
6
на фасилитацию (облегчение, активизацию) процесса осмысленного
приобретения знаний и умений. Поэтому КСР (как и все виды взаимо-
действия преподавателя со студентами) целесообразно проводить в
условиях «субъект-субъектных» отношений, доброжелательности и
взаимного уважения.
Компетентностно ориентированное обучение предполагает, что
личность является субъектом деятельности, направленной на разви-
тие познавательной потребности, креативных свойств индивида, ак-
тивизацию мыслительной деятельности, т.е. компетенций
квалифи-
цированного специалиста [2, c. 98
−
101]. Этому способствует приме-
нение интерактивных методов обучения, предусматривающих как
активное взаимодействие студентов с преподавателем, так и между
собой. При интерактивном обучении практически все обучающиеся
оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная дея-
тельность студентов означает, что каждый вносит свой вклад, идет
обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Такое взаимодей-
ствие позволяет обучающимся не только получать новое знание, но
и развивать коммуникативные умения, толерантность. Практика пре-
подавания в техническом университете и обобщение опыта примене-
ния интерактивных методов обучения показывают, что наиболее эф-
фективными при изучении естественно-научных дисциплин, не яв-
ляющимися профильными, являются «мозговой штурм», дискуссии,
коллективный способ обучения, предусматривающий общение сту-
дентов в парах или малых группах [6].
Практика КСР в курсе «Химия».
Для студентов младших кур-
сов МГТУ им. Н.Э. Баумана аудиторные часы на проведение КСР
под руководством преподавателя внесены в новые учебные планы
дисциплин, в том числе химии. Содержание самостоятельной работы
студентов определяется образовательным стандартом и рабочими
программами дисциплины. Даже учитывая слабую школьную хими-
ческую подготовку студентов 1-го и 2-го курсов, не следует ликвида-
цию «пробелов» в знаниях рассматривать как единственную задачу
КСР (см. выше).
Анализ научно-педагогический литературы [4, 7] и опыт прове-
дения КСР на кафедре «Химия» МГТУ им. Н.Э. Баумана с 2011 г.
(рис.) позволяет сделать следующие выводы. При реализации мо-
дульно-рейтинговой системы обучения КСР способствует выполне-
нию напряженного графика учебного процесса. Серьезным мотива-
ционным стимулом активного участия студентов в КСР является
рейтинг.
Он вызывает у обучающихся мотивацию соревнования и
активизирует студентов к получению более высокой оценки по об-
щеобразовательной дисциплине, в том числе химии. Эффективности
аудиторной КСР способствует увеличение контактного времени сту-