Background Image
Previous Page  2 / 9 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 9 Next Page
Page Background

Н.Н. Двуличанская

2

ретических знаний без непосредственного участия в этом процессе

преподавателей. Кроме того, КСР имеет и собственные цели: устра-

нение проблемных мест в обучении, закрепление и актуализация зна-

ний; развитие самостоятельности обучающихся в приобретении но-

вых знаний и их усвоении, творческих способностей; создание усло-

вий для овладения навыками анализа и обобщений, способами

самостоятельной деятельности; формирование потребности в непре-

рывном образовании.

Особенностью КСР в вузе является то, что это аудиторная форма

работы в соответствии с расписанием, в процессе которой преподава-

тель осуществляет руководство и управление самостоятельной рабо-

той каждого студента, оказывает методическую помощь, проводит

консультации. Без разработки методологической базы данная форма

обучения не может давать положительных результатов.

Существуют различные трактовки понятия «методология» (от

греч. methodos — путь познания и logos — учение). Под

методологи-

ческой базой

КСР мы понимаем систему принципов, методов и спо-

собов учебного познания и организации практической деятельности.

Принципы организации КСР

. Выделим основные принципы,

определяющие, на наш взгляд, требования к организации КСР сту-

дентов технического вуза при изучении общеобразовательных дис-

циплин естественно-научного цикла. Принципы организации КСР

опираются на общие дидактические принципы обучения, однако

имеют свою специфику, так как в условиях перехода к компетент-

ностной модели подготовки профессиональных кадров образователь-

ный процесс должен носить личностно ориентированный развиваю-

щий характер [2].

1. Принцип фундаментальности образования

предусматривает

углубление общенаучной и общепрофессиональной подготовки сту-

дентов вуза. Фундаментализация естественно-научного образования

означает выявление связей между различными процессами окружа-

ющей действительности, развитие кругозора, формирование у обу-

чающихся универсальных знаний и умений, способствующих их со-

циальной адаптации [2, 3]. В связи с этим главное внимание должно

уделяться не передаче студентам готовых сведений, «абстрактных»

теорий, а освоению ими фундамента знаний, способам их усвоения;

развитию способностей воспринимать и использовать поток новой

информации в течение всей жизни. Этот принцип предполагает инте-

грацию естественно-научного и гуманитарного знания, установление

преемственности и межпредметных связей.

2. Принцип преемственности в обучении

непосредственно связан

с принципом непрерывности и предполагает согласованность между

целями, содержанием, методами и средствами обучения на