Н.Н. Двуличанская
2
ретических знаний без непосредственного участия в этом процессе
преподавателей. Кроме того, КСР имеет и собственные цели: устра-
нение проблемных мест в обучении, закрепление и актуализация зна-
ний; развитие самостоятельности обучающихся в приобретении но-
вых знаний и их усвоении, творческих способностей; создание усло-
вий для овладения навыками анализа и обобщений, способами
самостоятельной деятельности; формирование потребности в непре-
рывном образовании.
Особенностью КСР в вузе является то, что это аудиторная форма
работы в соответствии с расписанием, в процессе которой преподава-
тель осуществляет руководство и управление самостоятельной рабо-
той каждого студента, оказывает методическую помощь, проводит
консультации. Без разработки методологической базы данная форма
обучения не может давать положительных результатов.
Существуют различные трактовки понятия «методология» (от
греч. methodos — путь познания и logos — учение). Под
методологи-
ческой базой
КСР мы понимаем систему принципов, методов и спо-
собов учебного познания и организации практической деятельности.
Принципы организации КСР
. Выделим основные принципы,
определяющие, на наш взгляд, требования к организации КСР сту-
дентов технического вуза при изучении общеобразовательных дис-
циплин естественно-научного цикла. Принципы организации КСР
опираются на общие дидактические принципы обучения, однако
имеют свою специфику, так как в условиях перехода к компетент-
ностной модели подготовки профессиональных кадров образователь-
ный процесс должен носить личностно ориентированный развиваю-
щий характер [2].
1. Принцип фундаментальности образования
предусматривает
углубление общенаучной и общепрофессиональной подготовки сту-
дентов вуза. Фундаментализация естественно-научного образования
означает выявление связей между различными процессами окружа-
ющей действительности, развитие кругозора, формирование у обу-
чающихся универсальных знаний и умений, способствующих их со-
циальной адаптации [2, 3]. В связи с этим главное внимание должно
уделяться не передаче студентам готовых сведений, «абстрактных»
теорий, а освоению ими фундамента знаний, способам их усвоения;
развитию способностей воспринимать и использовать поток новой
информации в течение всей жизни. Этот принцип предполагает инте-
грацию естественно-научного и гуманитарного знания, установление
преемственности и межпредметных связей.
2. Принцип преемственности в обучении
непосредственно связан
с принципом непрерывности и предполагает согласованность между
целями, содержанием, методами и средствами обучения на