1
УДК 378.147
Реализация контролируемой самостоятельной
работы студентов в техническом вузе
© Н.Н. Двуличанская
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Конкретизированы цели и задачи аудиторной
контролируемой самостоятельной
работы (КСР) студентов как одной из инновационных форм организации образо-
вательного процесса, направленной на развитие компетенций обучающихся. Рас-
смотрены методологические основы организации КСР при обучении естествен-
но-научным дисциплинам в техническом университете. Предложена и обоснована
совокупность принципов, определяющих требования к отбору содержания, мето-
дам проведения КСР. Показано, что развитию компетенций будущих специали-
стов способствует применение интерактивных методик. Приведены результаты
анализа применения КСР на занятиях по химии в МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Ключевые слова:
контролируемая самостоятельная работа, аудиторная само-
стоятельная работа, технический вуз, компетенции, естественно-научные дисци-
плины, принципы КСР, интерактивные методы.
Введение.
С внедрением компетентностного подхода в образова-
тельную практику основной задачей образования становится подго-
товка «высококвалифицированных специалистов с высшим образо-
ванием и работников широкого профиля, готовых быстро адаптиро-
ваться к новым условиям труда, менять технологии, умеющих быстро
обучаться» [1, с. 7]. Изменение целей и задач образования, направ-
ленных на развитие надпредметных умений и личностных качеств —
компетенций, требует введения инновационных форм и методов обу-
чения, в том числе в технических вузах. Одной из таких форм являет-
ся
аудиторная контролируемая самостоятельная работа
(КСР)
студентов.
Вместе с тем в настоящее время
методологические основы орга-
низации КСР в научно-методической литературе практически не рас-
сматриваются, можно говорить об отсутствии их научного обоснова-
ния. Настоящая статья посвящена разработке методов и принципов
организации КСР при обучении общеобразовательным естественно-
научным дисциплинам в техническом вузе, адекватных целям совре-
менного профессионального образования — формированию компе-
тенций будущих специалистов.
Особенности КСР студентов
. Целью самостоятельной работы
студентов в общем понимании является активное, целенаправленное
приобретение новых знаний и умений, углубление и расширение тео-