Background Image
Previous Page  5 / 9 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 9 Next Page
Page Background

Реализация контролируемой самостоятельной работы студентов…

5

10. Принцип проблемности

заключается во введении проблемной

ситуации в программный материал по физике, химии, экологии,

математике, в том числе при проведении КСР. Поскольку, по мнению

А.М. Матюшкина, проблема осознается обучающимися как противо-

речивая ситуация, которую нельзя разрешить с помощью имеющихся у

него знаний, средств и способов действий, то проблемное обучение

активизирует мыслительную деятельность, формирует диалектическое

мышление, научное мировоззрение. Вовлечение студентов в решение

проблемы вызывает внутренний интерес, способствуя повышению

мотивации к изучаемой дисциплине, поиску нового знания, выработке

умений творческого усвоения содержания учебного предмета.

11. Принцип системности

предполагает целостность целей,

содержания, форм и методов проведения КСР, направленных на

формирование у студентов умения самостоятельно применять полу-

ченные знания на практике, мотивированной потребности осмысленно

и самостоятельно работать. В рамках рассматриваемой проблемы учет

данного принципа состоит и в том, что преподаватели должны

подходить комплексно и системно к организации и проведению КСР:

участвовать в разработке плана КСР по учебному курсу; готовить

учебно-методические материалы; определять систему индивидуальной

работы со студентами.

12. Принцип опережения в образовании

предполагает, что подго-

товка студентов должна быть направлена не столько на сегодняшний

день, сколько на завтрашний. В случае отличия результатов обучения

от ожидаемых необходимо быстро и гибко вносить коррективы в со-

держание и технологию КСР. Этот принцип ориентирует на широкое

и активное использование новых форм, методов, средств обучения

при проведении КСР, определяемых целью подготовки компетентно-

го специалиста.

Предложенные и адаптированные к рассматриваемой проблеме

принципы могут меняться и варьироваться в зависимости от общих за-

дач обучения, специфики изучаемых дисциплин и других показателей.

Методы и способы организации КСР

. Как показывает практика,

для того чтобы КСР была эффективной, преподавателю необходимо, в

первую очередь, развивать мотив к самостоятельной деятельности сту-

дента

[2]. В связи с этим преподаватель должен разъяснить, для чего

нужны приобретенные знания, помочь выбрать более короткий и дей-

ственный путь решения поставленной задачи для достижения своей це-

ли. Преподавателю стоит помнить, что развитие личности

индивида,

инициативы возможно лишь без принуждения, подавления воли обуча-

ющихся [2, с. 95

96]. Кроме того, в современных социально-экономи-

ческих условиях, характеризующихся постоянными и масштабными

изменениями, необходимо перенести акцент с трансляции информации