Реализация контролируемой самостоятельной работы студентов…
5
10. Принцип проблемности
заключается во введении проблемной
ситуации в программный материал по физике, химии, экологии,
математике, в том числе при проведении КСР. Поскольку, по мнению
А.М. Матюшкина, проблема осознается обучающимися как противо-
речивая ситуация, которую нельзя разрешить с помощью имеющихся у
него знаний, средств и способов действий, то проблемное обучение
активизирует мыслительную деятельность, формирует диалектическое
мышление, научное мировоззрение. Вовлечение студентов в решение
проблемы вызывает внутренний интерес, способствуя повышению
мотивации к изучаемой дисциплине, поиску нового знания, выработке
умений творческого усвоения содержания учебного предмета.
11. Принцип системности
предполагает целостность целей,
содержания, форм и методов проведения КСР, направленных на
формирование у студентов умения самостоятельно применять полу-
ченные знания на практике, мотивированной потребности осмысленно
и самостоятельно работать. В рамках рассматриваемой проблемы учет
данного принципа состоит и в том, что преподаватели должны
подходить комплексно и системно к организации и проведению КСР:
участвовать в разработке плана КСР по учебному курсу; готовить
учебно-методические материалы; определять систему индивидуальной
работы со студентами.
12. Принцип опережения в образовании
предполагает, что подго-
товка студентов должна быть направлена не столько на сегодняшний
день, сколько на завтрашний. В случае отличия результатов обучения
от ожидаемых необходимо быстро и гибко вносить коррективы в со-
держание и технологию КСР. Этот принцип ориентирует на широкое
и активное использование новых форм, методов, средств обучения
при проведении КСР, определяемых целью подготовки компетентно-
го специалиста.
Предложенные и адаптированные к рассматриваемой проблеме
принципы могут меняться и варьироваться в зависимости от общих за-
дач обучения, специфики изучаемых дисциплин и других показателей.
Методы и способы организации КСР
. Как показывает практика,
для того чтобы КСР была эффективной, преподавателю необходимо, в
первую очередь, развивать мотив к самостоятельной деятельности сту-
дента
[2]. В связи с этим преподаватель должен разъяснить, для чего
нужны приобретенные знания, помочь выбрать более короткий и дей-
ственный путь решения поставленной задачи для достижения своей це-
ли. Преподавателю стоит помнить, что развитие личности
индивида,
инициативы возможно лишь без принуждения, подавления воли обуча-
ющихся [2, с. 95
−
96]. Кроме того, в современных социально-экономи-
ческих условиях, характеризующихся постоянными и масштабными
изменениями, необходимо перенести акцент с трансляции информации