Реализация контролируемой самостоятельной работы студентов…
3
различных уровнях образования. Определенная последовательность в
расположении учебного материала, связь и согласованность при
изложении каждого структурного элемента предметного образования с
опорой на ранее приобретенные студентами базовые знания по
естественно-научным дисциплинам обеспечивает переход от прежних
знаний к новым, более обобщенным.
3. Принцип индивидуализации обучения
предполагает личностно
ориентрированный характер обучения. При проведении КСР необхо-
димо обеспечить максимальную активность учебно-познавательной
деятельности [2, 4] каждого студента с учетом его психофизических,
возрастных особенностей и способностей. Это требует разработки ин-
дивидуальных заданий различной сложности: от базового уровня
(в некоторых случаях и ниже базового) до заданий повышенной слож-
ности, которые устанавливают межпредметные связи, имеют практи-
ческую направленность, проблемный характер. Разделяя мнение
А.А. Вербицкого, мы считаем, что контекстные задания, отражающие
реальные проблемные ситуации из бытовой, общественной жизни,
производственной инженерной деятельности, развивают личность бу-
дущего специалиста, его способности к непрерывному образованию и
самообразованию.
4. Принцип связи теории с практикой
предполагает, что про-
граммный материал преподаватель излагает таким образом, чтобы
студент четко понимал, где, когда и в каких ситуациях полученные
знания могут быть применены в повседневной жизни, в том числе
профессиональной деятельности в широком политехническом спек-
тре; что эти знания необходимы для освоения других знаний [2, 5].
Использование данного принципа способствует повышению мотива-
ции к изучению предметов естественно-научного цикла. Этот прин-
цип направлен на подготовку инженеров широкого профиля, так как
позволяет обучающимся переносить знания и умения из одной обла-
сти практической деятельности в другую, что особенно важно для
формирования способности приспосабливаться к изменяющейся
конъюнктуре рынка труда.
5. Принцип реализации межпредметных связей
заключается в
рассмотрении того или иного явления во взаимосвязи с различными
областями знания, что создает у обучающихся представление о единой
научной картине мира. В техническом вузе необходимо связывать
содержание общеобразовательных предметов не только между собой,
но и с содержанием дисциплин инженерной подготовки, что
способствует повышению мотивации к изучению естественно-научных
дисциплин, профессиональной компетентности студентов. Такая
интеграция развивает социальные и технические способности
будущих специалистов [2, 3, 5]. Сформированные общепрофес-