Background Image
Previous Page  8 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 11 Next Page
Page Background

Л.А. Зинченко, Е.В. Резчикова

8

вали студенты с низкими и средними результатами, а в другом (при

выполнении тех же заданий)

студенты с низкими и высокими бал-

лами.

Установлено, что ментальные карты позволяют совместить ре-

сурсы правого и левого полушарий. Опыт использования рассматри-

ваемых техник визуального представления информации показал, что

в случае доминирования у студента одного полушария (как правило,

левого у студентов технического профиля) возможны затруднения

при построении ментальных карт, хотя такие студенты легко справ-

ляются с заданиями разработки алгоритмов. Затруднения при ис-

пользовании техники ментальных карт также наблюдались у студен-

тов-интровертов.

Выводы.

В течение десятилетий обучение студентов техническим

дисциплинам в основном сводилось к развитию репродуктивной дея-

тельности, например, к освоению методов использования математиче-

ского аппарата, разработанного в эпоху промышленной революции.

Однако развитие математики и информатики в XXI в. дает возможность

дополнить учебные планы технических специальностей элементами,

позволяющими освоить и затем применять на практике новейшие ре-

зультаты в математике, информатике и когнитивных исследованиях, в

частности методы инженерии знаний, теории алгоритмов и когнитив-

ных исследований. Использование графов специального типа

мен-

тальных карт и схем алгоритмов

для визуализации и последующе-

го анализа информации позволяет описать различные предметные

области, например, технологию производства [12], нанотехнологии

[13]. При этом с использованием рассмотренного аппарата возможно

описание динамических процессов. Необходимо также отметить ак-

тивизацию интуиции за счет применения различных визуальных об-

разов и ассоциаций.

В МГТУ им. Н. Э. Баумана успешно реализуется комбинация клас-

сического подхода, базирующегося на использовании математического

аппарата, и подходов, разработанных в теории алгоритмов, инженерии

знаний и когнитивных и инфокоммуникационных подходов, что позво-

ляет обеспечить всестороннюю подготовку выпускников для работы в

условиях инновационной экономики. Сочетание интуитивных и рацио-

нальных компонентов при обучении студентов технического профиля

дает возможность значительно повысить конкурентоспособность вы-

пускников на рынке труда и создает основу для последующей разработ-

ки выпускниками перспективных технических систем, зачастую на

принципиально новых творческих подходах.

Работа выполнена при частичной финансовой поддержке гран-

та Президента РФ по государственной поддержке ведущих научных

школ (грант НШ-2903.2014.9).