Л.А. Зинченко, Е.В. Резчикова
8
вали студенты с низкими и средними результатами, а в другом (при
выполнении тех же заданий)
студенты с низкими и высокими бал-
лами.
Установлено, что ментальные карты позволяют совместить ре-
сурсы правого и левого полушарий. Опыт использования рассматри-
ваемых техник визуального представления информации показал, что
в случае доминирования у студента одного полушария (как правило,
левого у студентов технического профиля) возможны затруднения
при построении ментальных карт, хотя такие студенты легко справ-
ляются с заданиями разработки алгоритмов. Затруднения при ис-
пользовании техники ментальных карт также наблюдались у студен-
тов-интровертов.
Выводы.
В течение десятилетий обучение студентов техническим
дисциплинам в основном сводилось к развитию репродуктивной дея-
тельности, например, к освоению методов использования математиче-
ского аппарата, разработанного в эпоху промышленной революции.
Однако развитие математики и информатики в XXI в. дает возможность
дополнить учебные планы технических специальностей элементами,
позволяющими освоить и затем применять на практике новейшие ре-
зультаты в математике, информатике и когнитивных исследованиях, в
частности методы инженерии знаний, теории алгоритмов и когнитив-
ных исследований. Использование графов специального типа
мен-
тальных карт и схем алгоритмов
для визуализации и последующе-
го анализа информации позволяет описать различные предметные
области, например, технологию производства [12], нанотехнологии
[13]. При этом с использованием рассмотренного аппарата возможно
описание динамических процессов. Необходимо также отметить ак-
тивизацию интуиции за счет применения различных визуальных об-
разов и ассоциаций.
В МГТУ им. Н. Э. Баумана успешно реализуется комбинация клас-
сического подхода, базирующегося на использовании математического
аппарата, и подходов, разработанных в теории алгоритмов, инженерии
знаний и когнитивных и инфокоммуникационных подходов, что позво-
ляет обеспечить всестороннюю подготовку выпускников для работы в
условиях инновационной экономики. Сочетание интуитивных и рацио-
нальных компонентов при обучении студентов технического профиля
дает возможность значительно повысить конкурентоспособность вы-
пускников на рынке труда и создает основу для последующей разработ-
ки выпускниками перспективных технических систем, зачастую на
принципиально новых творческих подходах.
Работа выполнена при частичной финансовой поддержке гран-
та Президента РФ по государственной поддержке ведущих научных
школ (грант НШ-2903.2014.9).