Background Image
Previous Page  3 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 11 Next Page
Page Background

Особенности обучения студентов технического профиля…

3

В общем случае при решении задач человек использует две стра-

тегии:

операционную (алгоритмическую), связанную с последовательной

реализацией мыслительных операций по определенной программе;

эвристическую, обусловленную целостным восприятием и нахож-

дением новых, неочевидных компонентов и связей.

Визуализация информации и визуальная аналитика — мощные

когнитивные инструменты понимания [2]. В работе [3], написанной в

последние месяцы Второй мировой войны, один из ведущих профес-

соров Массачусетского технологического института В. Буш рассмот-

рел вопросы повышения возможностей человеческого мозга за счет

перехода к электронным технологиям хранения и обработки инфор-

мации. Он также отмечал, что такой переход должен обеспечить

принципиальный скачок в развитии человечества, аналогичный нача-

лу использования микроскопов для повышения возможностей чело-

веческого глаза. Кроме того, Буш показал ограниченность линейных

и иерархических моделей представления знаний и важность создания

персональных баз данных.

Инженерия знаний представляет собой один из новых разделов

информатики, в котором и разрабатываются методы извлечения, рас-

пределения и структурирования знаний [4]. Использование таких ви-

зуальных инструментов инженерии знаний, как ментальные карты,

концептуальные карты и др. [5, 6], позволяет значительно повысить

качество обучения студентов за счет внедрения ментально органич-

ных методик систематизации информации и визуализации, архиви-

рования индивидуальных мыслеобразов.

Наиболее доступной и универсальной практикой эффективной

обработки плохо формализуемой информации является использова-

ние ментальных карт [5, 6] в процессе изучения материала. Менталь-

ные карты позволяют представить (репрезентовать) информацию с

помощью визуальных образов. Рекомендации по формированию ра-

диальной структуры дают возможность упростить восприятие раз-

розненной информации. Однако ментальные модели, будучи стати-

ческими по своей сути, нельзя использовать при моделировании

динамических процессов, которые могут быть описаны с помощью

традиционного математического аппарата и (или) алгоритмического

обеспечения.

Известно, что одной из форм представления операционной карты

служат схемы алгоритмов, позволяющие визуализировать последова-

тельность процесса преобразования информации. Подобная форма

представления алгоритмов дает возможность использовать преиму-

щества как математических моделей, так и техник визуального отоб-

ражения информации. Принципиальное отличие алгоритмического