Л.А. Зинченко, Е.В. Резчикова
6
фор, символов, а не только ключевого слова для выявления глубин-
ного смысла понятия. Зачастую ментальная карта отражает компо-
ненты интуитивного мышления.
Схемы алгоритмов выполняют в соответствии с ГОСТ 19.701
−
90
и (ISO 5807
−
85). С математической точки зрения такое представление
алгоритма является ориентированным графом. При этом используемые
для каждой вершины этого графа обозначения несут определенный
смысл согласно указанному выше стандарту, который отражается пояс-
няющей надписью внутри этих обозначений. За счет использования
направленных ребер подобное представление позволяет описать дина-
мические процессы в отличие от ментальных карт, базирующихся на
использовании неориентированного графа.
По сравнению со схемами алгоритмов ментальные карты, являясь
математическим объектом — графом, в то же время обладают боль-
шей гибкостью за счет отсутствия ограничений на использование
графических и визуальных образов в процессе представления неко-
торой предметной области.
При внедрении в педагогическую практику новых педагогиче-
ских технологий необходимо учитывать существующие у человека
каналы обмена информацией с внешней средой (рис. 1). Авторы ста-
тьи также отмечают, что при использовании педагогических новаций
чрезвычайно эффективной является методика преподавания, которая
позволяет развить способности по всем каналам восприятия [11]. При
этом необходимо учитывать возможную несформированность структур
мышления у обучаемых, особенно на младших курсах. Для преодоления
этой проблемы хорошо подходят методики развития ассоциативного
мышления. На важность использования ассоциаций при управлении
знаниями указывал также Буш в [3].
Рис. 1.
Каналы обмена информацией с внешней средой