Особенности обучения студентов технического профиля…
5
нию, окончательное решение должно быть полностью формализо-
ванным. Доказанная К. Геделем [10] теорема о неполноте формаль-
ных систем показала нереализуемость этого подхода. В работах
Л. Брауэра и его учеников [10] был предложен противоположный
подход, базирующийся на использовании в качестве первоисточника
математики идеи и интуиции как инструмента понимания. Однако
этот подход привел к необходимости исключения важнейших разде-
лов математики, например теории множеств. Позднее было доказано,
что композиции алгоритмов и беззаконных последовательностей об-
разуют модель интуиционизма, в которой можно имитировать твор-
ческие последовательности. Беззаконные последовательности яви-
лись первым примером позитивного использования незнания в
точных науках. Такой ход развития математической мысли в XX в.
привел к пониманию необходимости использования как интуитив-
ных, так и формальных компонентов при подготовке студентов.
Для развития способностей обучающегося к творческой деятель-
ности могут быть предложены различные подходы. При этом необ-
ходимо учитывать, что мышление человека является ассоциативным,
радиантным и холистичным [2]. Единицы информации взаимосвяза-
ны различными ассоциациями. Иногда всего лишь одно слово вызы-
вает целую цепочку других слов, образов. Выделение таких ключе-
вых ассоциаций и фиксация на них внимания студентов позволяет
расставить профессионально необходимые акценты и значительно
интенсифицировать процесс обучения. За счет специфической орга-
низации работы мозга человек воспринимает информацию от центра
к периферии. Традиционная линейная последовательная структура
конспектов зачастую усложняет и искажает восприятие информации.
В противоположность этому холистическое мышление позволяет
воспринимать разрозненную информацию как нечто связанное и
обеспечивает целостность ее восприятия. Гештальт-образ того или
иного понятия дает возможность запомнить некоторую информацию
как единое целое и оценить достоинства и недостатки всей совокуп-
ности информации.
Особенности использования техник визуального представле-
ния информации.
Ментальные карты являются одним из возможных
вариантов визуального представления мыслеобразов и фиксации
движения и развития мысли на бумаге или с использованием инфор-
мационных технологий. С математической точки зрения ментальные
карты представляют собой граф, каждая из вершин которого содер-
жит множество слов, образов и цифр, выбранных создателем мен-
тальной карты для лучшего отражения того или иного понятия.
Принципиальное отличие ментальных карт, например от денотатного
графа, заключается в использовании различных образов и даже мета-