Background Image
Previous Page  5 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 11 Next Page
Page Background

Особенности обучения студентов технического профиля…

5

нию, окончательное решение должно быть полностью формализо-

ванным. Доказанная К. Геделем [10] теорема о неполноте формаль-

ных систем показала нереализуемость этого подхода. В работах

Л. Брауэра и его учеников [10] был предложен противоположный

подход, базирующийся на использовании в качестве первоисточника

математики идеи и интуиции как инструмента понимания. Однако

этот подход привел к необходимости исключения важнейших разде-

лов математики, например теории множеств. Позднее было доказано,

что композиции алгоритмов и беззаконных последовательностей об-

разуют модель интуиционизма, в которой можно имитировать твор-

ческие последовательности. Беззаконные последовательности яви-

лись первым примером позитивного использования незнания в

точных науках. Такой ход развития математической мысли в XX в.

привел к пониманию необходимости использования как интуитив-

ных, так и формальных компонентов при подготовке студентов.

Для развития способностей обучающегося к творческой деятель-

ности могут быть предложены различные подходы. При этом необ-

ходимо учитывать, что мышление человека является ассоциативным,

радиантным и холистичным [2]. Единицы информации взаимосвяза-

ны различными ассоциациями. Иногда всего лишь одно слово вызы-

вает целую цепочку других слов, образов. Выделение таких ключе-

вых ассоциаций и фиксация на них внимания студентов позволяет

расставить профессионально необходимые акценты и значительно

интенсифицировать процесс обучения. За счет специфической орга-

низации работы мозга человек воспринимает информацию от центра

к периферии. Традиционная линейная последовательная структура

конспектов зачастую усложняет и искажает восприятие информации.

В противоположность этому холистическое мышление позволяет

воспринимать разрозненную информацию как нечто связанное и

обеспечивает целостность ее восприятия. Гештальт-образ того или

иного понятия дает возможность запомнить некоторую информацию

как единое целое и оценить достоинства и недостатки всей совокуп-

ности информации.

Особенности использования техник визуального представле-

ния информации.

Ментальные карты являются одним из возможных

вариантов визуального представления мыслеобразов и фиксации

движения и развития мысли на бумаге или с использованием инфор-

мационных технологий. С математической точки зрения ментальные

карты представляют собой граф, каждая из вершин которого содер-

жит множество слов, образов и цифр, выбранных создателем мен-

тальной карты для лучшего отражения того или иного понятия.

Принципиальное отличие ментальных карт, например от денотатного

графа, заключается в использовании различных образов и даже мета-