Особенности обучения студентов технического профиля…
1
УДК 378.147
Особенности обучения студентов технического профиля
в условиях инновационной экономики
© Л.А. Зинченко, Е.В. Резчикова
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
В статье рассмотрены вопросы применения техник визуального структурирова-
ния для управления информацией при обучении студентов технического профиля.
Приведены результаты сравнительного анализа успеваемости студентов техни-
ческого профиля при использовании различных техник визуализации знаний.
Ключевые слова:
инженерия знаний, алгоритмы, менеджмент информации, ин-
женерное образование
.
Введение.
Постоянно увеличивающийся объем информации, ко-
торый студенту требуется освоить при обучении технической специ-
альности, приводит к необходимости внедрения новых технологий
работы с информацией в процесс обучения. Для усвоения и встраи-
вания в свой профессиональный опыт ежедневно получаемой студен-
том информации существуют различные подходы.
Разработанная в начале XX в. концепция подготовки инженеров
в Императорском Московском техническом училище (в настоящее
время МГТУ им. Н. Э. Баумана) базировалась на следующей струк-
туре организации технического обучения: общепрофессиональные и
общетехнические предметы на младших курсах и специализация на
старших. Этот подход был оправдан, так как промышленность нуж-
далась не в инженерах-теоретиках, а в специалистах-универсалах в
определенной области техники. Причем вне зависимости от области
специализации обязательным при подготовке специалистов техниче-
ского профиля считали серьезную математическую базу. Это объяс-
няется тем, что математический аппарат обладает уникальной воз-
можностью представить любой динамический процесс как некоторое
статическое понятие, которое затем может быть использовано при
выполнении различных расчетов проектируемых устройств. Многие
десятилетия такой подход на основе применения аналитических вы-
ражений (явных или неявных) был вполне достаточным для работы
квалифицированного инженера и позволял выпускнику вуза оста-
ваться конкурентоспособным на рынке труда многие десятилетия.
Разработка одного из наиболее важных разделов информатики —
теории алгоритмов [1] — крупнейшее достижение науки в XX в. Ал-
горитмы представляют собой формализованные математические по-
нятия, которые позволяют отразить динамику изменения и развития