Background Image
Previous Page  4 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 11 Next Page
Page Background

Л.А. Зинченко, Е.В. Резчикова

4

подхода от подхода, базирующегося на использовании ментальной

карты, фиксирующей конкретный набор знаний, — возможность

изображения развития процесса во времени. Тем не менее менталь-

ные карты позволяют активизировать интуицию за счет использова-

ния образов и цветов и при решении творческих задач зачастую по-

могают находить нестандартные решения.

По мнению авторов, в настоящее время в процессе обучения сту-

дентов техническим дисциплинам необходимо использовать как

классические подходы, базирующиеся на математическом аппарате,

так и подходы, разработанные в информатике, в частности в теории

алгоритмов и инженерии знаний, а также последние достижения в

когнитивных исследованиях. В связи с этим для повышения конку-

рентоспособности выпускников в процесс обучения были добавлены

подходы, базирующиеся на применении последних достижений в

инфокогнитивных и инфокоммуникативных исследованиях.

В статье обсуждается опыт применения этих подходов, основан-

ных на теории алгоритмов и инженерии знаний, в частности мен-

тальных карт, в процессе инженерного обучения. Приведена также

сравнительная оценка успеваемости студентов технического профиля

при освоении этих двух тем.

Проблемы восприятия студентами информации по техниче-

ским дисциплинам.

В процессе обучения студентов по техническим

дисциплинам исторически основной упор делался на подготовку в

области фундаментальных наук (физики, математики и др.). При ре-

шении этого класса задач традиционно полагали, что развивалось ле-

вое полушарие, отвечающее за вербальную коммуникацию (речь) и

логику. При этом правое полушарие, обрабатывающее образную ин-

формацию, практически не было задействовано. Не развивались так-

же способности организации комплексной работы одновременно

двух полушарий. Однако государственный курс на переход к инно-

вационной экономике требует внедрения в педагогическую практику

подготовки профессионалов технического профиля новых педагоги-

ческих технологий, позволяющих повысить качество и производи-

тельность интеллектуального труда за счет использования возможно-

стей человеческого мозга для решения задач творческого характера.

На сегодняшний день существуют различные подходы к трактов-

ке таких математических понятий, как логицизм, интуиционизм и

формализм. В работах Г. Фреге, Б. Рассела и А.Н. Уайтхеда [7, 8]

была предпринята попытка свести все математические понятия к ло-

гическим конструкциям. Многочисленные логические парадоксы,

возникающие пи использовании такого подхода, показали ограни-

ченность этого подхода. В работах Д. Гильберта [9] была выдвинута

идея о роли интуиции на этапе поиска решения, однако, по его мне-