Л.А. Зинченко, Е.В. Резчикова
4
подхода от подхода, базирующегося на использовании ментальной
карты, фиксирующей конкретный набор знаний, — возможность
изображения развития процесса во времени. Тем не менее менталь-
ные карты позволяют активизировать интуицию за счет использова-
ния образов и цветов и при решении творческих задач зачастую по-
могают находить нестандартные решения.
По мнению авторов, в настоящее время в процессе обучения сту-
дентов техническим дисциплинам необходимо использовать как
классические подходы, базирующиеся на математическом аппарате,
так и подходы, разработанные в информатике, в частности в теории
алгоритмов и инженерии знаний, а также последние достижения в
когнитивных исследованиях. В связи с этим для повышения конку-
рентоспособности выпускников в процесс обучения были добавлены
подходы, базирующиеся на применении последних достижений в
инфокогнитивных и инфокоммуникативных исследованиях.
В статье обсуждается опыт применения этих подходов, основан-
ных на теории алгоритмов и инженерии знаний, в частности мен-
тальных карт, в процессе инженерного обучения. Приведена также
сравнительная оценка успеваемости студентов технического профиля
при освоении этих двух тем.
Проблемы восприятия студентами информации по техниче-
ским дисциплинам.
В процессе обучения студентов по техническим
дисциплинам исторически основной упор делался на подготовку в
области фундаментальных наук (физики, математики и др.). При ре-
шении этого класса задач традиционно полагали, что развивалось ле-
вое полушарие, отвечающее за вербальную коммуникацию (речь) и
логику. При этом правое полушарие, обрабатывающее образную ин-
формацию, практически не было задействовано. Не развивались так-
же способности организации комплексной работы одновременно
двух полушарий. Однако государственный курс на переход к инно-
вационной экономике требует внедрения в педагогическую практику
подготовки профессионалов технического профиля новых педагоги-
ческих технологий, позволяющих повысить качество и производи-
тельность интеллектуального труда за счет использования возможно-
стей человеческого мозга для решения задач творческого характера.
На сегодняшний день существуют различные подходы к трактов-
ке таких математических понятий, как логицизм, интуиционизм и
формализм. В работах Г. Фреге, Б. Рассела и А.Н. Уайтхеда [7, 8]
была предпринята попытка свести все математические понятия к ло-
гическим конструкциям. Многочисленные логические парадоксы,
возникающие пи использовании такого подхода, показали ограни-
ченность этого подхода. В работах Д. Гильберта [9] была выдвинута
идея о роли интуиции на этапе поиска решения, однако, по его мне-