Background Image
Previous Page  2 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 11 Next Page
Page Background

Л.А. Зинченко, Е.В. Резчикова

2

технических систем, а также описать процесс перехода от исходных

данных к результату. В частности, разработка алгоритмов численного

моделирования сложных объектов, базирующихся на численных мето-

дах решения уравнений, позволила выйти на уровень проектирования

принципиально новых, более сложных систем. В связи с широким рас-

пространением информационных технологий в планы подготовки спе-

циалистов технического профиля включили информатику и один из ее

разделов — теорию алгоритмов. Однако особенности современных

компьютеров (использование булевой логики и т. п.) значительно огра-

ничивают возможности разработки и реализации алгоритмов, осо-

бенно для сложно формализуемых задач и задач, не формализуемых

в принципе.

В настоящее время возникла острая необходимость модерниза-

ции существовавших многие десятилетия учебных планов для обес-

печения подготовки специалистов, способных решать технические

задачи на высоком творческом уровне. Все увеличивающийся объем

знаний, который необходимо усвоить студенту в ходе выполнения

учебного плана, требует внедрения в учебный процесс новых подхо-

дов к представлению знаний, позволяющих описать не только фор-

мализованные модели с использованием математического и алгорит-

мического обеспечения, но и плохо формализуемые понятия и

знания. Традиционные наглядные пособия, являясь визуальным сред-

ством для репродуктивной познавательной деятельности, привносят

извне готовые образы знаний, что может затруднять и ограничивать

процесс нахождения решений. Эксперименты с картированием моз-

говой активности показали, что эффективность ментальных моделей

зависит от формирования индивидуальных мыслеобразов. Для обес-

печения продуктивного типа познавательной деятельности необхо-

димы специальные техники, позволяющие эффективно преобразовать

исходную информацию (знания) в мыслеобразы и затем представить

их для последующего внешнего применения.

Переход от логарифмической линейки к повседневному исполь-

зованию мощных вычислительных машин привел к изменению

маршрутов проектирования и сценариев инженерной деятельности.

Внедрение в практику инженерной деятельности систем автоматизи-

рованного проектирования (САПР), базирующихся на различных ал-

горитмах численного моделирования, позволило значительно сокра-

тить время проектирования сложных систем. При использовании

САПР в ходе практической деятельности инженер сталкивается в ос-

новном уже не с математическими выражениями, а с табличным

представлением зависимостей, при этом анализ влияния изменения

тех или иных параметров проектируемой системы на ее выходные

характеристики значительно затруднен.