Л.А. Зинченко, Е.В. Резчикова
2
технических систем, а также описать процесс перехода от исходных
данных к результату. В частности, разработка алгоритмов численного
моделирования сложных объектов, базирующихся на численных мето-
дах решения уравнений, позволила выйти на уровень проектирования
принципиально новых, более сложных систем. В связи с широким рас-
пространением информационных технологий в планы подготовки спе-
циалистов технического профиля включили информатику и один из ее
разделов — теорию алгоритмов. Однако особенности современных
компьютеров (использование булевой логики и т. п.) значительно огра-
ничивают возможности разработки и реализации алгоритмов, осо-
бенно для сложно формализуемых задач и задач, не формализуемых
в принципе.
В настоящее время возникла острая необходимость модерниза-
ции существовавших многие десятилетия учебных планов для обес-
печения подготовки специалистов, способных решать технические
задачи на высоком творческом уровне. Все увеличивающийся объем
знаний, который необходимо усвоить студенту в ходе выполнения
учебного плана, требует внедрения в учебный процесс новых подхо-
дов к представлению знаний, позволяющих описать не только фор-
мализованные модели с использованием математического и алгорит-
мического обеспечения, но и плохо формализуемые понятия и
знания. Традиционные наглядные пособия, являясь визуальным сред-
ством для репродуктивной познавательной деятельности, привносят
извне готовые образы знаний, что может затруднять и ограничивать
процесс нахождения решений. Эксперименты с картированием моз-
говой активности показали, что эффективность ментальных моделей
зависит от формирования индивидуальных мыслеобразов. Для обес-
печения продуктивного типа познавательной деятельности необхо-
димы специальные техники, позволяющие эффективно преобразовать
исходную информацию (знания) в мыслеобразы и затем представить
их для последующего внешнего применения.
Переход от логарифмической линейки к повседневному исполь-
зованию мощных вычислительных машин привел к изменению
маршрутов проектирования и сценариев инженерной деятельности.
Внедрение в практику инженерной деятельности систем автоматизи-
рованного проектирования (САПР), базирующихся на различных ал-
горитмах численного моделирования, позволило значительно сокра-
тить время проектирования сложных систем. При использовании
САПР в ходе практической деятельности инженер сталкивается в ос-
новном уже не с математическими выражениями, а с табличным
представлением зависимостей, при этом анализ влияния изменения
тех или иных параметров проектируемой системы на ее выходные
характеристики значительно затруднен.