Картина мира: философский анализ проблемы
7
Парадоксально, но именно идея необратимости во времени сотворенной
(тварной) реальности в конечном итоге приводит к формулированию
понятия о научном законе,
то есть такой повторяющейся, существен-
ной и необходимой связи между явлениями, в которой причина по
определению предшествует следствию.
Таким образом, переход человечества к представлению себя в ли-
нейном (анизотропном) времени (от сотворения до Страшного суда)
продиктовал возможность формулировки научных законов в привыч-
ном для нас классическом варианте.
Древний мир знал о существовании политических законов и вы-
соко оценивал значимость закона для человека (философ Аристотель
определял человека как «существо политическое», а законодатель
Ликург покончил с собой ради сохранения в неизменном виде выра-
ботанного им кодекса политических законов для полиса Спарты), од-
нако «номос», то есть закон, у эллинов мыслился как искусственная
конструкция: античный мир ничего не знал о законах природы,
под-
чиняющейся, по мнению авторов того времени, либо воле богов, либо
принципу телеологизма — целесообразности.
Мифологизированность сознания людей, как и другие особен-
ности предшествующих представлений о мире, в религиозно-
философской картине мира полностью не исчезает, но перестает
носить преобладающий характер. В этот временной период в евро-
пейской культуре намечается тенденция к объективации, рациона-
лизации и демократизации
знания (античные философские школы,
среди них — Академия Платона, Ликей Аристотеля, Сад Эпикура и
др., позже — средневековые университеты).
Научная картина
мира хронологически складывается как след-
ствие двух «переворотов» в естествознании на рубеже XVI–XVII вв.
и XIX–XX вв. Первый этап ее формирования называют обычно
клас-
сикой
науки, а второй —
неклассикой.
Современное положение дел
(или хронологически — «пост-шестидесятые») интерпретаторы (как
и различные учебники по философии науки) характеризуют как пост-
классику, неонеклассику или как ту же неклассику. Представляется,
что более рационально и обоснованно назвать современную картину
мира
эклектикой
.
По разбросу в использовании терминов определе-
ние данной картины мира в каком-то смысле составляет нерв науки
нашего времени.
Классическая,
или первая научная,
картина мира в истории чело-
веческой цивилизации складывается на основе четко отработанной
системы законов механики И. Ньютона, математически сформулиро-
ванного им же закона всемирного тяготения, рационализма Декарта,
Лейбница, Паскаля, вульгарного материализма Ламетри, Кабаниса,
сенсуализма Локка, Гоббса, Кондильяка и тех стереотипов научного
мышления, которые приобретают в XVII–XVIII вв. (то есть в эпоху