Картина мира: философский анализ проблемы
13
время философов. Однако можно отметить, что возврат пантеистиче-
ских воззрений
на мир в наше время безусловно состоялся: в описа-
ниях картины мира сегодня присутствуют (и довольно часто) такие
термины, как «демиургос», «космический конструктор», «космиче-
ский разум» и т. д.
Современными исследователями своеобразно интерпретируется
антропный принцип. В частности, М.Н. Эпштейн справедливо отме-
чает в статье под названием «Антропоэйя»: «То, что было метафорой,
становится технической и биологической метаморфозой, сотворени-
ем новых видов жизни и разума» [8]. Далее он развивает мысль о том,
что физика перестает быть изучением материального мира, она ста-
новится изучением поэзии человеческого мастерства, изобретатель-
ства, творчества; существование человечества в техносфере вызывает
к жизни особую, «сверхсловесную» поэзию бытия, когда человек до-
страивает технику по своему образу и подобию, преодолевает себя,
создавая сверхчеловеческие возможности в технике. Можно согла-
ситься с автором в том, что современный человек как бы раздваивает-
ся на себя природного и себя, встроенного в мир собственных техни-
ческих изобретений.
Таким образом, в
современной картине мира присутствуют ан-
тропорфизм, но снабженный поэтикой технотворчества, и мифоло-
гизм, обусловленный метафоричностью современных научных ис-
следований, ставящих сверхзадачи в постижении человеком и чело-
вечеством собственных механизмов существования и развития:
таковы исследования «черных дыр» в астрофизике, генома человека в
палеогеномике, архетипизма сознания в психологии и др. Если загля-
нуть за кулисы астрофизических исследований, то окажется, что даже
«проблема образования Солнечной системы не имеет пока однознач-
ного решения, хотя от него и зависит понимание внутреннего устрой-
ства Земли, планет и их спутников» [9].
Как уже было отмечено, в описании мира сегодня присутствует — в
скрытом или явном виде
—
также религиозная составляющая, указыва-
ющая на связь («религаре») разнообразных видов энергий, на присут-
ствие вектора разумности («сильный антропный принцип»), несмотря
на кажущуюся стохастичность, в формировании из «хаоса» космоса.
И наконец, можно констатировать, что два встречных процесса — тех-
низация живых организмов и «очеловечивание» машин — приводят к
глобализации современного человечества.
Постгуманист Р. Курцвайл в своих работах справедливо настаи-
вает на том, что к концу XXI в. есть вероятность перехода эволюции
человека в стадию эволюционирования механизмов и компьютерных
систем как бы помимо самого человека [10].
Однако в этом случае
возникает проблема спасения человека в его первозданном виде, или,