Картина мира: философский анализ проблемы - page 1

Картина мира: философский анализ проблемы
1
УДК 141.201
Картина мира: философский анализ проблемы
© И.П. Кавинова
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Раскрыта актуальная для использования в педагогической практике проблема
освещения основных составляющих картины мира с учетом исторических этапов
ее формирования и современного положения дел. Показана неоднозначность соот-
ношения понятий «картина мира» и «феномен реальности». Современная картина
мира представлена как «продуктивная» по своим творческим потенциям «эклек-
тика».
Ключевые слова:
картина мира, миф, антропоморфизм, циклизм, «стрела време-
ни», механицизм, синергетика, фальсификационизм, эклектика, техносфера.
Многолетнее чтение лекций студентам по теме «Научно-фило-
софская картина мира» натолкнуло меня на ряд соображений, которыми
хотелось бы поделиться с педагогами-профессионалами, как правило,
сталкивающимися с похожими трудностями. Учитывая актуальность
данной проблематики для современной концепции образовательного
стандарта
в области высшего и среднего профессионального образова-
ния, а также изменения педагогической парадигмы с формулы «образо-
вание на всю жизнь» на прагматическую формулу «образование — это
умение принимать решения самостоятельно», важно заострить внима-
ние на наиболее дискуссионных моментах такой области исследования,
как современная картина мира и ее основные составляющие.
В настоящее время согласно Государственному образовательному
стандарту в программы подготовки и обучения студентов всех учреж-
дений высшего и среднего профессионального образования в качестве
одного из обязательных курсов введен курс «Концепции современного
естествознания» (либо этот курс включен, как в МГТУ им. Н.Э. Баума-
на, в программу по «Теории философии»). Неотъемлемым атрибутом
данного курса выступает раскрытие сути понятия «картина мира»
и тех
феноменов реальности, которые за ним стоят.
Новое понимание современной картины мира выражается, как пра-
вило, в попытках ряда исследователей представить ее на основе инте-
грации естественных, гуманитарных и технических знаний. В своих
трудах они избирают различные подходы и разнообразные ключевые
идеи для освещения этой темы: системный подход и принципы самоор-
ганизации (синергетизм); глобальный эволюционизм и соотнесенность
современных концепций естествознания с достижениями современных
технологий; связь естественно-научных исследований с их философ-
1 2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,...16
Powered by FlippingBook