Картина мира: философский анализ проблемы
3
работы с этими понятиями: определение (дефиниция) их по ведущему
признаку (аристотелевский, формальный вариант; эффект сократическо-
го «наведения» на общее); определение через свою противоположность
(гегельянский вариант использования техники определения в терминах
диалектической логики). Всякая работа с понятиями, особенно в теоре-
тической сфере, всегда начинается с дефиниции, что в конечном итоге
определяет весь характер дальнейшего исследования (правила, методы,
подходы и т. д.).
«Картина мира» принадлежит именно к таким общим понятиям,
дефиниция которых всегда размыта. Однако продуктивность работы с
«размытыми» понятиями не вызывает сомнений. Вариативность их
определения связана с их реальным содержательным богатством при
нечеткости ограничения мыслью самого обозначаемого ими феномена.
Любое понятие — это фиксированная мысль о предмете; если же пред-
мет (денотат) — сама изменчивая реальность, то задача предельно
усложняется.
Представляется, что такого рода понятия нуждаются в неких рабо-
чих дефинициях, создающих и задающих возможное поле исследова-
ния. В этом смысле определение, данное понятию «картина мира» авто-
ром книги «Астрономическая картина мира и ее творцы» А.И. Еремее-
вой [2], более тонко угадывает суть проблемы, чем некоторые
стремящиеся к полноте философские дефиниции. Основываясь на ис-
следовании, проведенном А.И. Еремеевой, сформулируем собственное
относительно простое определение.
Итак, возможна следующая дефиниция:
картина мира
— это суще-
ствование определенной устойчивой идейной атмосферы в обществе
(цивилизации), которая стимулирует появление одних научных проблем
(или проблем в области знания), но при этом жестко препятствует появ-
лению других.
Например, в конце XIX в. перед сообществом ученых-биологов
сложно было отстаивать точку зрения креационизма, когда эволюцион-
ная концепция превалировала в объяснении происхождения живого и
человека на планете (вспомним небезызвестный «клуб самоубийц»,
описанный романтиком Р.Л. Стивенсоном в записках о принце Флоризе-
ле, с упоминанием несчастного будущего самоубийцы, который не мог
смириться с мыслью небожественного происхождения человека); однако
те же идеи вряд ли пробили бы себе дорогу во времена Галилея. Напро-
тив, сегодня идея креационизма ни у кого не вызовет ироничную улыб-
ку, а идеи синергетизма (теории самоорганизации открытых нелиней-
ных систем) могут иметь как атеистический, так и неатеистический ха-
рактер (концепции сопряжения различных видов энергий, их
согласования). Теория эволюции, например, в наши дни превратилась в
синтетическую теорию эволюции (СТЭ). Накопившиеся в ней противо-
речия требуют пересмотра, но никто из научного сообщества пока на